Как выгодно охотиться за акциями


Англичане любят покупать дешево. Начиная с еженедельных распродаж из багажников автомобилей, на которые валом валят толпы любителей поторговаться за какую-нибудь старинную безделушку, и кончая миллионами людей, постоянно что-нибудь продающих и покупающих на сайтах eBay, эта нация лавочников никогда не может устоять перед искушением сделать выгодную покупку. Показываемое в прайм-тайм телешоу Би-би-си «Охота за выгодой» (Bargain Hunt, в которой две пары участников соревнуются в том, кто больше заработает путем продажи на аукционе старинных вещей, приобретенных ими на ярмарке предметов антиквариата) уже свыше 10 лет привлекает массу зрителей. Но не только англичане неравнодушны к соблазну купить дешево. В Америке национальное развлечение – это просмотр воскресных газет в поиске купонов на скидки; немцы готовы проехать много километров, чтобы подешевле купить буханку хлеба или сардельки братвурст; те, кто подсел на сайт скидок Groupon, ежедневно проверяют электронные письма, чтобы жадно ухватиться за последнее предложение о продаже со скидкой.

Хотя масса народу обожает покупать по бросовым ценам, похоже, что все совсем не так, когда речь заходит об инвестициях. Наоборот, когда цены на активы растут, людям все больше хочется их приобретать; когда же цены обрушиваются, покупатели испаряются. Из всех предметов имущества акции чаще всего ведут себя как товары Веблена, спрос на которые подскакивает при их подорожании. Подобно покупателям сумок Louis Vuitton, Ferrari последней модели или дома в Челси, приобретатели акций как будто испытывают удовольствие, когда платят больше. Чем выше цена, тем больше предвкушение будущего роста и богатства. Увы, эти расчеты зачастую расходятся с реальностью. Те, кто покупает в расчете на будущий рост, подобно покупателям Ferrari, в основном обнаруживают, что они сидят на стремительно обесценивающемся активе, если уплатили за него бешеную цену.

История показывает, что те, кто покупает акции почти так же, как товары во время сезонных распродаж, достигают гораздо большего успеха, чем любители покупать акции с наценкой. В долгосрочной перспективе владельцы недооцененных акций в среднем получают доход, который превышает доход обладателей портфелей модных акций на величину, которая приближается к 10%. Если рассчитать сложные проценты, то получится существенная разница, и такова ситуация на большинстве крупнейших бирж на планете.

Все величайшие инвесторы мира покупали дешево, а иногда были просто одержимы этой идеей. Автором программы их действий был Бенджамин Грэм, чьи критерии покупки акций по низкой цене действуют до сих пор. Однако постулаты Грэма стали всемирно известными благодаря двум студентам, которые никогда не пропускали его лекций в Колумбийском университете, – никому тогда неизвестным Чарли Мангеру и Уоррену Баффетту. Об инвестиционной компании Berkshire Hathaway, основанной ими для осуществления заветов Грэма, ходят легенды, эта компания позволила им войти в число богатейших людей мира (см. график).

Конечно, покупка акций, когда они стоят недорого, имеет и оборотную сторону. Товар может оказаться залежавшимся, а еще хуже – с дефектом. У компаний, чьи акции недооценены, обычно бывает слабый менеджмент, низкая рентабельность и скудные денежные потоки. Они часто оказываются не у дел. Велик риск того, что их долю рынка отберет мощный конкурент или их и без того хрупкая бизнес-модель обрушится под напором новой технологии. Этого не происходит с быстро растущими фирмами, которыми нередко руководят наиболее находчивые и способные менеджеры; их состояния стремительно растут, а истории их успехов заполняют газетные полосы и изучаются в ведущих мировых школах бизнеса.

Материалы в прессе – это мощное оружие. Они дают пищу для умозаключений. Когнитивные ресурсы человеческого мозга ограничены; чтобы синтезировать реальность, мозг нуждается в изложении фактов. Истории роста завораживают, а вот недооцененные акции - это «неформат» для СМИ. Никто не хочет говорить или писать о неудачниках. Чаще всего отсутствие внимания со стороны СМИ оборачивается низкой стоимостью актива. Для большинства инвесторов покупка по низкой цене психологически противоестественна, хотя это и правильно с точки зрения логики. Нужен особый склад ума, чтобы распознать и купить то, что имеет ценность.

И действительно, инвесторы, покупающие недооцененные акции, относятся к породе скептиков. Они по умолчанию настроены на то, чтобы «не инвестировать». Они прижимисты по своей природе и нуждаются в веской причине для того, чтобы расстаться с заработанными тяжелым трудом деньгами. О том, как рискованно покупать по дешевке, они знают больше, чем кто-либо другой. Они остро осознают мучительную волатильность, которая терзает рынки, но пользуются ею, так как знают, что именно эта волатильность является источником их впечатляющих достижений. Неопределенность лежит в самой основе инвестирования и является единственной причиной, по которой некоторые выигрывают, а многие проигрывают.

Поэтому они стремятся обезопасить себя, ограждают себя крепостным рвом, который защитит их от бед. Баффетт ищет простые предприятия, с устойчивой динамикой производственных показателей, высокой доходностью, благоприятными долгосрочными перспективами и честным руководством. Такой запас прочности необходим, так как будущее обычно неведомо. Инвесторы, покупающие недооцененные акции, питают отвращение к прогнозам; хотя они прекрасно умеют составлять таблицы с расчетами, они не забывают о том, что в ближайшей перспективе возможны случайности.

Они уверены, что в конечном итоге цена хорошей компании будет отражать ее реальную стоимость. В то время как покупатели акций быстро растущих компаний очень чувствительны к краткосрочным отклонениям от их уже высоких ожиданий и спешат избавиться от акций разочаровавших их компаний, инвесторы, использующие стратегию стоимости, терпеливо держат свои акции – в их распоряжении масса времени. Они заботливо хранят свои «трофеи» не менее пяти лет, в то время как сплошь и рядом срок держания акций в 10 раз короче.

За прошедшее десятилетие они заработали сотни процентов на акциях компаний из стран с формирующимся рынком, и прежде всего на таком перспективном рынке, как российский, где акции приобретались буквально за бесценок. Инвесторы, использующие стратегию роста стоимости, дождались повышения акций компаний, занимающихся добычей золота, производством промышленных товаров, а также находившихся ранее в упадке технологических и производственных предприятий. Сегодня они снова смотрят на компании, которых другие сторонятся, компании, у которых активы недорогие, а запас прочности большой. Сегодня они смотрят на Африку. И у них впереди масса времени.

Время – деньги, говорят англичане, и они правы. Большинство людей могут разбогатеть, если на их стороне будет самый главный ресурс – время. Когда активы недооценены, а покупатели терпеливы, можно действительно охотиться за выгодой. Однако инвестиции на основе стратегии роста стоимости остаются уделом меньшинства. Нам, людям, несвойственно смотреть на долгосрочную перспективу. Терпение не случайно является добродетелью. Мозгу, зациклившемуся на допамине, нужны незамедлительные вознаграждения, чтобы оставаться счастливым. Тогда отнюдь не удивительно, что, несмотря на железную логику, диктующую, что акции надо покупать, когда их цена находится у нижнего предела, это делают очень немногие в мире инвестирования. Цитируя охотника за конечной выгодой, Баффетта: «Инвестировать просто, но нелегко».

Автор - управляющий директор по инвестициям \"Ренессанс управление активами\".