Как будет развиваться Банк Москвы

Банк Москвы втрое сократит региональное присутствие, сфокусируется на проектах мэрии и малом бизнесе и через два года будет обеспечивать до 20% прибыли всей группы ВТБ, предполагает стратегия его развития

Банк Москвы

Универсальный банк. основной владелец – ВТБ. капитализация – 151,63 млрд руб. (ММВБ). финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): капитал – 40,1 млрд руб., активы – 761,4 млрд руб., чистая прибыль – 348,8 млн руб.

В 2014 г. Банк Москвы планирует получить не менее 35 млрд руб. чистой прибыли по МСФО, следует из стратегии его развития на 2011–2014 гг., одобренной во вторник управляющим комитетом группы ВТБ.

В 2010 г. Банк Москвы получил убыток в 68,2 млрд руб. по МСФО за счет досоздания резервов по кредитам, выданным офшорам, связанным с бывшим руководством банка. Прогноз прибыли на этот год – около 3 млрд руб., на 2013 г. – 30 млрд, или более 18% чистой прибыли всей группы ВТБ. Это позволило ВТБ пересмотреть свои стратегические планы на 2013 г.: летом группа повысила ожидание по прибыли со 120–140 млрд до 160–180 млрд руб.

Рентабельность капитала Банка Москвы в 2014 г. составит 18–20%, ожидает президент банка Михаил Кузовлев.

В 2014 г. корпоративный кредитный портфель Банка Москвы составит 600–700 млрд руб. (264 млрд в начале 2011 г.), а розничный – 160–190 млрд руб. (79 млрд).

Сейчас пересечение по крупным корпоративным клиентам с ВТБ у Банка Москвы – «около 70%», признала член правления госбанка Екатерина Петелина. Чтобы не конкурировать между собой, ВТБ и его столичная «дочка» разграничат портфели в рамках группы: крупные клиенты будут обслуживаться глобальными менеджерами. «Неважно, на балансе какого юрлица [ВТБ или Банка Москвы] клиент, главное – чтобы в рамках группы», – говорит Петелина.

Приоритетом Банка Москвы будет обслуживание бюджетных организаций города, инфраструктурных и инвестиционных проектов мэрии (сейчас эти кредиты составляют треть рыночного корпоративного портфеля банка), а также малого и среднего бизнеса.

Сеть столичного банка сильно сократится – он сохранит присутствие в Москве, Подмосковье и еще в 10 приоритетных регионах из нынешних 35. В первом полугодии 2012 г. банк закроет примерно 70 убыточных точек продаж (18% сети). В рамках оптимизации сети до конца этого года будет сокращено около 140 сотрудников (2%). Это позволит Банку Москвы сэкономить 400–500 млн руб., заявил финансовый директор Михаил Березов.

«У Банка Москвы есть два основных нематериальных актива, ради которых имело смысл его поглощать такому банку, как ВТБ, – это социальная карта и обслуживание проектов столичного правительства», – говорит замдиректора департамента ФБК Роман Кенигсберг. Социальная карта москвича – удачный проект столичного банка, который можно масштабировать в других регионах, и для группы ВТБ это будет сильным преимуществом в конкуренции со Сбербанком, который только начинает проект «Универсальная электронная карта», считает он. Фокусирование столичной «дочки» на малом и среднем бизнесе, по его мнению, также стратегически оправданно: «Это сегмент, который еще не был охвачен ВТБ». Такая бизнес-модель позволит Банку Москвы зарабатывать до 20% от доходов группы, однако удастся ли сохранить эту долю в чистой прибыли, еще вопрос. «Малый бизнес – рискованный сегмент, доходы от него могут нивелироваться объемом резервов на потери», – опасается Кенигсберг.