Партнерам государства могут гарантировать защиту от повышения налогов

В России может появиться закон о частно-государственном партнерстве. С его помощью чиновники рассчитывают снизить затраты государства на крупные инвестпроекты. Уже написанный экспертами и чиновниками проект гарантирует инвесторам защиту от ухудшения инвестклимата, в том числе повышения налогов
РИА-Новости

Минэкономразвития может предложить правительству принять закон о частно-государственном партнерстве (ЧГП). Ведомство попросило другие министерства, регионы и юристов оценить целесообразность появления такого закона: письмо за подписью замминистра Станислава Воскресенского (есть в распоряжении «Ведомостей») разослано в конце октября.

Несмотря на то что в России государство и бизнес реализуют несколько крупных проектов («Урал промышленный – Урал полярный», 15–58-й км трассы Москва – Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр), федерального закона о ЧГП нет. Отношения между инвесторами и государством регулируются законами о концессиях, госзаказе и приватизации. Из 20 видов ЧГП в России узаконен только один: концессионер строит объект и эксплуатирует его определенное время, при этом объект сразу после строительства передается в собственность государства. По такой схеме через Химкинский лес строится участок дороги Москва – Петербург, объясняет чиновник правительства: «А есть и другие схемы – например, объект остается в собственности у инвестора или он передает его в аренду государству с правом выкупа».

Закон о ЧГП нужен, убеждал премьера Владимира Путина в сентябре в Череповце председатель совета директоров «Усть-Луга» (оператор одноименного проекта) Валерий Израйлит. Экспертный пул из представителей правительства и бизнеса уже подготовил его вариант (есть в распоряжении «Ведомостей»). Законопроект «О публично-частном партнерстве» разработал экспертный совет центра развития ЧГП, рассказывает предправления центра Павел Селезнев. На сайте организации сказано, что в ее экспертный совет входят представители Минфина, Минэкономразвития, «ВТБ капитала», «Ренова стройгрупп», «Линии права» и она консультирует федеральные ведомства и регионы.

Проект дает определение публично-частного партнерства, а также описывает его основные формы. Государство может участвовать в проекте деньгами, имуществом, предоставляя инвестору отсрочки по уплате налогов, бюджетные гарантии, отмечается в документе. Частные инвесторы должны отбираться через конкурс, им гарантируется неухудшение инвестиционных условий по сравнению с теми, которые были на момент заключения соглашения, следует из документа: если принимаются решения о повышении налогов или пошлин, то на проекты ЧГП они не распространяются. Предельный размер участия государства в уставном капитале частного партнера предлагается ограничить 25%.

Без специального закона ЧГП развиваться не будет, уверен Селезнев: «Многие регионы запускают крупные проекты на свой страх и риск – пока нет четких правил, всегда может прийти, допустим, прокуратура и найти какие-то нарушения». С принятием закона удастся снизить коррупцию и при проведении конкурсов, надеется Селезнев. Закон, возможно, нужен, но в подготовленной редакции слишком узкое определение инвестора – только тот, кто дает деньги, считает старший юрист-аналитик «Вегас-лекса» Евгения Зусман, также есть пробелы с защитой прав частных инвесторов. Не предусмотрен и вариант отбора инвестора путем конкурентных переговоров, непонятно, как закон о ЧГП будет соотноситься с законом о концессии, добавляет она. Отношения в значительной степени регламентированы гражданским законодательством, поэтому отдельный закон, скорее всего, не нужен, полагает юрист Ernst & Young Дмитрий Царев: «Однако поправки – в частности, по конкурсным процедурам – необходимы».

Законодательство надо совершенствовать, но не факт, что нужен отдельный закон, считает чиновник Минэкономразвития. Возможно, достаточно принять поправки в существующие, добавляет он: это станет понятно после консультаций с экспертами. Отдельный закон нужен, согласны чиновники Минфина и Минрегиона. Принятие закона позволит государству снизить затраты на реализацию крупных проектов, подчеркивает сотрудник аппарата правительства: «Несовершенство законодательства инвесторы оценивают как высокий риск, и проекты получаются дороже для государства».