Ликвидность стимулирует ожидания подъема на фондовых рынках


Октябрь порадовал позитивным настроем фондовых рынков. Однако этот позитив базировался исключительно на финансовых факторах. «Зеленые ростки» роста в ведущих экономиках, которые так активно пытались углядеть после наката кризисной волны 2008 г., по факту оказались либо очень слабыми, либо желаемое просто выдается за действительное. Спрос остается слабым, безработица на максимумах, рынок жилья (в первую очередь в США) лежит в руинах. Но финансовые власти всеми силами стараются «полить» неуверенные всходы новыми порциями ликвидности. Складывающийся последнее время консенсус свидетельствует о том, что ведущие государства все более склоняются к продолжению периода монетарного стимулирования.

В авангарде финансовой накачки сейчас уверенно находится еврозона с ее обострившимися долговыми проблемами. На последнем саммите Евросоюза кроме списания половины частных долгов Греции было решено предоставить ей до 100 млрд евро в рамках второго плана реструктуризации долгов. Предоставлять их будут еврозона и Международный валютный фонд, которые участвовали в спасении Греции изначально. Для этого принято решение значительно увеличить размеры европейского стабилизационного фонда (EFSF), по крайней мере, до 1 трлн евро. Пока это в основном гарантии, но будут и реальные кредиты.

Спасительные кредиты могут потребоваться не только проблемным странам, но и крупным банкам, увязшим в безнадежных обязательствах. Ранее было достигнуто соглашение о рекапитализации банковской системы, в результате которой банкам будет необходимо к июню будущего года собрать новые капиталы в размере 106 млрд евро. Если для этого не удастся использовать только возможности рыночного финансирования, то им должны будут оказать поддержку правительства или фонд EFSF.

Хотя формально фонд EFSF будет наполняться за счет взносов и займов, а выданные им кредиты и гарантии не должны завязываться на эмиссию, но есть стойкая уверенность, что конечным источником покрытия новых кредитов в будущем вновь будет эмиссия ЕЦБ. Ибо уже сейчас ЕЦБ проводит выкуп облигаций стран, имеющих проблемы с рефинансированием госдолга, и предоставляет неограниченную ликвидность банкам. Резкая дестабилизация долгового рынка Италии указывает, что объемы выкупа гособлигаций со стороны ЕЦБ должны будут увеличиваться. Деньги потребуются и для стабилизации банков, потерявших активы на списании греческих долгов. Таким образом, Европа очерчивает контуры своей эмиссионной политики на ближайшие месяцы.

С заменой в роли председателя ЕЦБ главного борца с инфляцией господина Трише на итальянца Марио Драги политика ЕЦБ будет становиться все более проинфляционной – итальянцы, судя по недавней истории, не так боятся новых долгов и инфляции. Но дело еще и в том, что усложнившаяся обстановка для расшивки узких мест будет все больше требовать вливаний новой ликвидности. Лишним доказательством изменения акцентов у ЕЦБ стало снижение ставки рефинансирования с 1,5 до 1,25% уже на первом заседании, проходившем под руководством нового председателя.

Кстати, медленное снижение ключевых ставок продолжается и в других центробанках. В начале ноября датский центробанк сократил ее с 1,55 до 1,2% годовых. Резервный банк Австралии понизил ставку на 0,25 процентного пункта до 4,5% годовых с указанием, что в ближайшее время возможны новые акты монетарного смягчения. Следует отметить готовность к финансовому стимулированию со стороны Банка Англии. Ставка там находится на минимальном историческом уровне в 0,5% годовых, а в октябре было принято решение по расширению на 75 млрд фунтов (до 275 млрд фунтов) программы финансового стимулирования, предполагающей выкуп гособлигаций. Представители Банка Англии заявляют, что существует широкий круг возможностей и для дальнейшего количественного смягчения. Еще более откровенную поддержку рынку проводит Китай. Дочерняя структура China Investment Corporation, действующей как суверенный инвестиционный фонд КНР, объявила о выкупе акций у пяти крупнейших государственных банков Китая. Эта мера преследует цель «поддержать здоровье и развитие ключевых финансовых институтов, стабилизировать цены на акции коммерческих банков, принадлежащих государству».

В ряду финансового стимулирования не последнюю роль играют и меры по сдерживанию роста собственной валюты. Этим в той или иной мере занимаются разные государства, включая Китай. Банк Японии уже в третий раз в текущем году проводит массированные интервенции с целью остановить рост иены (объем последней оценивается в 5 трлн иен - $65 млрд). А интервенции - это покупки иностранной валюты за счет эмиссии собственной. Дальше по этому пути продвинулся центробанк Швейцарии, который после неоднократных попыток сбить рост национальной валюты с помощью интервенций в конце концов зафиксировал предельный курс франка по отношению евро. При этом обещано для поддержания верхней границы роса курса франка не останавливаться перед любой необходимой интервенцией.

В США тоже все громче раздаются голоса о возможном включении новой программы количественного смягчения - QE3. Об этом в конце октября заявил председатель Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли. Он считает возможным для ФРС начать программу скупки ипотечных облигаций. Многие обратили внимание, что вместо трех человек, голосовавших на сентябрьском заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США за ужесточение денежной политики, на ноябрьском (1-2 ноября) заседании голосовавших за ужесточение позиции не было вовсе, но зато появился диссидент–«голубь», считающий, что следует начать очередную волну смягчения монетарной политики.

Таким образом, можно констатировать, что в ведущих экономических державах складывается «проинфляционный» консенсус. Можно ожидать, что под президентские выборы (скорей всего к началу второго полугодия 2012 г.) в США будет развернута мощная волна финансового стимулирования. Даст ли она оживляющий толчок росту экономики – это большой вопрос, но зато даст временный подъем на рынках и иллюзию благополучия. А если удастся оттянуть начало новой волны количественного смягчения, она еще не успеет проявиться сильной инфляцией к моменту выборов в начале ноября. Такой вариант был бы оптимальным для действующих властей США. Но обстановка может потребовать запуска QE3 раньше, например в начале 2012 г. Причинами этого может послужить дальнейшее ухудшение дел в экономике, обострение долговых проблем (тем более что слабых звеньев становится все больше) или возможно

е резкое падение на рынках (в состоянии неустойчивого равновесия нельзя зарекаться от повторения обвалов подобных тому, что был в США в 1987 г.). С запуском QE3 в США или даже его анонсированием цены на рынках получат новый стимул для роста. Вполне возможно, что цены на нефть смогут преодолеть максимумы 2008 г. На начальном этапе это стало бы очень благоприятным для нашей экономики и фондового рынка.

Однако в дальнейшем производимая денежная накачка обернется резким ростом инфляции по всему миру. Особенно неприятной для развитых стран может стать новый виток роста цен на сырьевые товары. Такой рост послужит раскручиванию инфляционных издержек. А если параллельно будут запущены социальные программы, то виток инфляционного роста будет обеспечен. События на рынках все более напоминают стагфляционный сценарий, имевший место в США в 70-е гг. Самым неприятным является то,что со временем придется сворачивать политику монетарного стимулирования и для обуздания инфляции – повышать ставку. Значит, сегодняшние гуляния с дешевым фондированием обернутся в будущем суровым похмельем. Ну а пока вливаемая в мировую финансовую систему ликвидность продолжает «греть» рынки и дает игрокам надежды на их дальнейший среднесрочный подъем.

Автор - начальник аналитического отдела ИК \"Церих кэпитал менеджмент\".