Политический паралич в США грозит рынкам новой нестабильностью

Сегодня двухпартийная комиссия, созданная в августе во время дебатов о потолке госдолга для изыскания мер по сокращению бюджетного дефицита США на $1,5 трлн, должна представить свои предложения; скорее всего, их не будет
Bloomberg

Драматичные события в еврозоне отвлекли внимание инвесторов от США, долговые проблемы которых спровоцировали масштабный обвал на фондовых рынках мира в начале августа. Между тем американские проблемы могут снова выйти на первый план. Члены специального комитета конгресса, которые должны были составить план конкретных сокращений бюджетного дефицита на долгосрочную перспективу, похоже, не смогли ни о чем договориться.

Свои предложения спецкомиссия должна обнародовать не позднее сегодняшнего дня (по закону, конгрессмены должны рассматривать их перед голосованием не менее двух дней, а крайний срок был установлен 23 ноября). Между тем договоренность вряд ли будет достигнута, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на представителей обеих партий. И это может спровоцировать новую нестабильность на финансовых рынках. “Для психологии американцев все это лишнее подтверждение того, что политики не способны справиться с возложенной на них работой, – говорит Куинси Кросби, стратег по рынкам Prudential Financial. – Инвесторы ожидали по меньшей мере частичной договоренности… Похоже, эти ожидания были излишне оптимистичными».

Спецкомиссия была сформирована после длительных дебатов о повышении предельного уровня государственного долга. Американские политики должны были договориться о нем ко 2 августа, в противном случае у министерства финансов не осталось бы средств на все необходимые выплаты — как по госдолгу, так и по госпрограммам. Споры о повышении потолка долга (тогда составлял $14,3 трлн) шли с середины весны: политики пытались договориться, как увязать этот шаг с долгосрочными сокращениями бюджетного дефицита. По оценке созданной в 2010 г. президентом Обамой Национальной комиссии по фискальной ответственности и реформе, бюджетную политику нужно ужесточить на $4 трлн в ближайшие 10 лет. Эту же цифру называло агентство Standard & Poor’s, говоря, что лишь она совместима с наивысшим рейтингом ААА. Обама и спикер палаты представителей республиканец Джон Бонер поначалу хотели договориться о всеобъемлющем плане по сокращению расходов на $3 трлн и изысканию доходов примерно на $1 трлн в течение 12 лет, но переговоры об этом дважды срывались.

В итоге 31 июля был достигнут компромисс (и 1 августа конгресс одобрил этот план): в течение 10 лет предполагалось сократить расходы на $917 млрд. А к 23 ноября спецкомиссия конгресса из шести демократов и шести республиканцев должна подготовить предложения по изысканию дополнительных способов сокращения бюджетного дефицита на $1,5 трлн. Если комиссия не предложит мер по крайней мере на $1,2 трлн, в силу с 23 декабря должно вступить положение о заранее определенных сокращениях на эту сумму, включая военные расходы и выплаты поставщикам услуг по программе бесплатной помощи престарелым Medicare.

Президент Барак Обама тогда признал, что ему не понравилась эта договоренность, но, по его словам, она все-таки «начнет приподнимать завесу долга и неопределенности, которая висит над экономикой» США. Standard & Poor’s же через несколько дней все-таки снизило рейтинг США до АА+ с негативным прогнозом. Это и политические споры подорвали доверие инвесторов. С начала августа по 3 октября индекс S&P 500 рухнул на 14,94%, а общемировой фондовый индекс MSCI AC World (с 1 августа по 4 октября, откуда началась коррекция вверх) – на 17,73%.

Скорее всего, спецкомиссия сегодня объявит, что не смогла договориться о сокращении дефицита, сообщил Bloomberg на условиях анономности помощник одного из конгрессменов-демократов. По словам помощника, маловероятно, что переговоры могут быть спасены.

Первые признаки нервозности инвесторов проявились в конце прошлой недели, когда в СМИ стали появляться сообщения, что спецкомиссия может не достичь договоренности. Индекс S&P 500 потерял за неделю 3,8%, что стало самым значительным падением за два последних месяца. Правда, негативных новостей хватало и без американских политиков: доходности итальянских и испанских гособлигаций подскочили до 7%, а Fitch Ratings предупредила об угрозе европейского кризиса для американских банков.

Мало кто из инвесторов ожидал, что члены спецкомиссии подготовят масштабный план о сокращении бюджетного дефицита на триллионы долларов, но также многие не предполагали, что переговоры не принесут вообще никаких результатов, говорит Марк Досс, директор по инвестициям Wells Fargo Private Bank (цитата по WSJ). Инвесторы, по его словам, не должны слишком надеяться на законодателей: «Можно было подумать, что события в Европе подействуют на них [американских политиков] отрезвляюще, но политическая система не функционирует. Вместо того чтобы руководствоваться интересами нации, они по-прежнему ставят на первое место интересы партии”. Досс рекомендует клиентам увеличить долю денег в своих портфелях и избавиться от казначейских облигаций США.

Неизвестно, сколько еще политические споры будут подрывать доверие инвесторов, говорит Эрин Браун, директор по глобальному трейдингу Citigroup. «Рынок обеспокоен тем, что, похоже, политики во всем мире не способны принимать необходимые решения тогда, когда нужно. Инвесторы хотят, чтобы по крайней мере в кризисные моменты конгресс мог собраться и действовать», – говорит она.

Отсутствие договоренности между членами спецкомиссии само по себе не станет поводом для снижения кредитного рейтинга США, потому что в этом случае будут проводиться автоматические сокращения бюджетных расходов на $1,2 трлн, сообщило ранее в докладе агентство Moody’s. Кредитный рейтинг США может быть снова снижен, если конгресс попытается остановить эти сокращения, заявил в октябре Джон Чэмберс, управляющий директор Standard & Poor’s.