Люди устали от постоянных причитаний на тему кризиса


Все чаще звучащие разговоры о второй волне мирового финансового кризиса осенью 2011 г. воспринимаются на удивление спокойно. И на деловых встречах, и в повседневной жизни уже нет таких настроений, какие были три года назад. Тогда банки, не зная, чего ожидать от предстоящих лет, один за другим отказывались от программ кредитования и начинали активно повышать ставки по депозитам, пытаясь привлечь ликвидность на любых условиях. А люди, в свою очередь, вспомнили советские времена и начали впрок закупать то, чем пытались (и могли) придать себе уверенности в завтрашнем дне: кто-то – иностранную валюту, а кто-то – продовольствие.

За последнее время я побывал на многих профессиональных мероприятиях и наблюдаю картину, полностью противоположную той, что была осенью 2008 г. Тема кризиса, экономической нестабильности если и всплывает, то не в панических формулировках вопроса «Что делать?», а в полушутливых интерпретациях поговорки «Плавали, знаем!». То же самое наблюдается, по моим ощущениям, и в умах людей, не имеющих отношения к финансовому сектору, – макроэкономические неурядицы практически отсутствуют в их повестке дне.

По моим ощущениям, многие люди на самом деле еще в 2009 г. устали от постоянных причитаний на тему кризиса, доносящихся из каждого угла. Это тем более характерно для России, где, кажется, причитать на тему экономических проблем (личных или государственных) можно вообще бесконечно. Поэтому многие в кризис стали просто жить сегодняшним днем – не получается копить, значит, надо тратить. А вот с конца прошлого года, когда кризис «отпустил», количество россиян, у которых есть сбережения, снова стало расти – если в июле 2010 г., по данным ВЦИОМ, их было 25%, то октябрьское исследование показало, что сбережения есть у трети жителей страны. Это означает, что люди достаточно быстро адаптируются к текущим условиям жизни.

Вообще, рассматривать результаты социологических исследований на тему отношения жителей нашей страны к финансовым проблемам очень интересно. Жаль, что в своем привычном мире отчетов о прибылях и убытках, планов на год, достаточности капитала и других профессиональных забот мы, банкиры, редко обращаем на них внимание. Нам кажется, что «рыночная конъюнктура» (набившее оскомину словосочетание, от которого, в то же время, никуда не деться) начинает меняться к худшему? А вот 30% россиян, согласно опубликованному в сентябре исследованию того же ВЦИОМа, считает, что все финансовые трудности в их жизни уже позади; 27% жителей страны, по их ощущениям, переживают трудности сейчас. Любопытный факт: количество наших соотечественников, прогнозирующих сложный период для российской экономики в ближайшие месяцы, постепенно снижается – по последним данным, 32% россиян считает, что все проблемы еще впереди (пик в 37% «пессимистов» приходился на весну этого года).

Это очень интересный момент – снижение уровня обеспокоенности за свое будущее. Станет ли это снижение в ближайшее время трендом или нет, пока не очень понятно. Будем ждать новых исследований – в конце года должны быть опубликованы результаты опросов, проводимых осенью. Но хотелось бы верить, что уровень оптимизма в нашем обществе повысится. Жители России в большинстве своем научились справляться с любой жизненной ситуацией, поняли, что изменения и даже потрясения - это уже не пороги и извилины на реке нашей жизни, а само течение этой реки. Реки бурной и опасной. Но, как наверняка скажут опытные байдарочники, от того более интересной для преодоления.

Автор - председатель правления, \"Связной банк\".