Альтернативные инвестиции как страховка от потерь на финансовом рынке


Известно, что Поль Сезанн оставил больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений, но еще больше было работ, которые мы никогда не увидим, потому что художник уничтожил их как несовершенные. Если бы он мог предвидеть, что на аукционах его картины будут оцениваться в $60 млн, возможно, он не был бы столь критичен к своему творчеству. Причем даже во времена войн и кризисов его работы уверенно росли в цене.

Сегодня в условиях постоянного потока негативных новостей, окрашивающих мировые площадки в красный цвет, инвестиции в искусство, как и в другие виды нефинансовых активов, становятся особенно привлекательными как более надежные. Спектр нефинансовых инвестиций широк, наиболее известные – коллекции арт-объектов (картины, скульптуры, антиквариат) и недвижимость. Эти объекты могут показать существенный прирост стоимости даже во времена спада на фондовых рынках. По ним отсутствует риск потерять вложенные средства в один момент, от чего не застрахованы традиционные инвестиции. Мы хорошо помним примеры того, как изменения экономической и политической ситуации приводили к банкротству крупнейших компаний, таких как Lehman Brothers или ЮКОС.

Корреляция между фондовыми площадками и нефинансовыми активами, конечно, существует — участники обоих рынков часто являются одними и теми же лицами и выручку, полученную на одном из рынков, вкладывают в другой. Поэтому экономические события влияют на исход аукционных торгов и ситуацию на рынке недвижимости, но в долгосрочной перспективе перепады в цене сглаживаются, главное – выбрать подходящий момент для продажи. Срок окупаемости таких инвестиций – минимум 5-10 лет, а порой даже и больше.

О независимости арт-рынка от финансовых катаклизмов свидетельствуют недавние торги. В начале ноября, в самый разгар долговых проблем в еврозоне, на аукционе Christie`s «Импрессионисты и модернисты» работа сюрреалиста Макса Эрнса «Украденное зеркало», оцененная в $4-6 млн, была приобретена за $16,3 млн. А на последовавшем за ним аукционе «Современное искусство» дом Christie`s получил отличный доход в $247,6 млн и установил немало рекордов, главный из которых — $43,2 млн за полотно Роя Лихтенштейна.

Конечно, цены на предметы искусства подвержены колебаниям, например, из-за моды, и их важно отслеживать. Для этого существуют специальные альтернативные индексы. Например, Art Market Research's Art 100, который либо измеряет ценность наиболее известных художников прошлого столетия, либо отслеживает ежемесячные продажи крупнейших аукционных домов. Правда, этот индекс доступен только по специальной подписке, стоимость которой начинается от $5000 в год. Инвесторы по своему желанию могут заказать формирование индекса с учетом своих пожеланий. Но есть несколько художников, которые входят в состав любого индекса, например, Ренуар, Матисс и Уорхол. К ним же относится и один из самых дорогих живописцев - Пабло Пикассо. Доходность его картин с 1975 г. составляет 1066%, а с прошлого года выросла на 29%.

Зачастую инвесторы, у которых нет специальных знаний и связей, прибегают для подбора и составления индивидуальных коллекций к услугам специализирующихся в этой области банкиров. Но четких параметров, по которым можно было бы определить потенциальную доходность таких инвестиций, нет. При выборе объекта инвестирования лучше всего выбирать предметы, которые уже на протяжении нескольких веков, а не только в течение последних лет, представляют высокую ценность. Из минусов индивидуального инвестирования – большие издержки на покупку, страхование и хранение предметов искусства.

Другой вариант инвестирования, менее распространенный в России, - участие в закрытых ПИФах художественных ценностей, паи которых могут быть обеспечены произведениями искусства. Официально в нашей стране формировать такие фонды разрешили совсем недавно - в 2009 г. Доходность по ним получается за счет роста стоимости арт-объектов, а также их экспонирования. Плюс такой «упаковки» в том, что фонд позволяет избежать уплаты налога на доходы при каждой продаже предмета искусства. Но спрос на такие фонды в России невелик, сейчас действуют только два закрытых фонда.

На западных биржах представлено больше паевых фондов, нацеленных на арт-инвестиции, но их тоже немного. В среднем вложения в них приносят от 10 до 15% годовых. Например, годовая доходность австрийского фонда фотографий Fine Art Photography Fund за 2011 г. — 9,23%, фонда Sharpe Art Fund, нацеленного на инвестиции в европейские, американские, азиатские и африканские предметы искусства, – 10,14%.

Инструментов инвестирования в недвижимость гораздо больше. На Западе частные инвесторы могут использовать как биржевые фонды (ETF), так и фонды недвижимости REIT (Real Estate Investment Trust – аналогом его является наш закрытый ПИФ недвижимости).

Достоинства ETF связаны прежде всего с низкими издержками и высокой ликвидностью – они не владеют объектами недвижимости, как фонды REIT, а инвеструют в рыночные активы – индексы, отслеживающие динамику рынка недвижимости. Их доходность формируется за счет роста стоимости акций фонда.

Большой популярностью пользуются биржевые фонды, основанные Barclays Global Investors (семейство фондов, имеющих общую приставку «iShares»), а также компаниями Vanguard и State Street Global Advisors (в названиях присутствует аббревиатура SPDR). К примеру, доходность фонда iShares Dow Jones US Real Estate Index Fund за последний год составила 5,34%, а фонда SPDR Dow Jones REIT ETF – 8,28%.

В России как таковых биржевых фондов пока нет, хотя разговоры о них уже ведутся давно. Россияне могут приобрести западные ETF через иностранного брокера.

Вложения в нефинансовые активы, такие как предметы искусства или недвижимость, – это хорошая возможность расширить инвестиции и застраховать себя от финансового кризиса, который может прийти, как всегда, неожиданно.

Автор - председатель совета директоров ИГ \"Норд-капитал\".