Соответствует ли рост зарплат экономическому росту?


Полагаю, многие согласятся, что одной из самых волнующих тем для большей части работающего населения нашей страны является заработная плата. Наши граждане сетуют на то, что ее не хватает, что ее уровень не догоняет бегущую впереди инфляцию. Но ведь мало кто всерьез задумывается о масштабных экономических причинах такой ситуации и уж тем более не предполагает, что в некоторых российских регионах динамика роста зарплат, которых «ни на что не хватает», превышает рост валового регионального продукта (ВРП). Другими словами, получается, что увеличение средних начисленных зарплат там экономически не обосновано? Увы, к такому выводу пришла аналитическая служба нашей компании, исследовав с помощью данных Росстата эту проблему по всем регионам РФ. В расчет брался период с 2006 по 2010 гг. включительно. Наши аналитики не только исследовали волнующую граждан достаточность роста зарплат, но и сравнили этот рост с динамикой роста ВРП.

Понятно, что до кризисного 2009 г. рынок труда «управлялся» соискателем, а нехватка специалистов нередко вынуждала работодателя наступать на горло своим интересам, иногда вопреки здравому смыслу. Мы решили проанализировать, привела ли такая тактика к росту добавленной стоимости на примере роста ВРП в расчете на душу населения. Получилось, что в среднем по России рост зарплат практически равен динамике роста ВРП. То есть, можно сказать, что в общероссийских масштабах рост зарплат более или менее оправдан. Но! Если рассмотреть данные по каждому региону в отдельности, то получается, что в целых 15 регионах рост ВРП уступает росту зарплат. Показательна в этом смысле ситуация в Вологодской области, где при росте зарплат на 56% ВРП вырос всего на 11%! А в таких регионах, как Карелия, Томская и Тюменская области, зарплаты в два раза превысили реальную отдачу от этого роста.

Необходимо также отметить, что, вопреки расхожему представлению, потребительскую инфляцию рост зарплат в целом по стране пусть всего лишь в полтора раза, но обогнал. Конечно, и здесь есть свои регионы-антилидеры, но их значительно меньше.

Понятно, что получившаяся картина – это «средняя температура по больнице», и, разумеется, рост зарплат, равно как и рост ВРП, в каждом субъекте объясняется своими причинами. В дотационных регионах одна ситуация, в регионах-донорах – совершенно иная. Как следует из нашего исследования, лидеры роста ВРП – это либо регионы с низкой базой, либо те, где за пятилетний период происходили какие-то экономически значимые события. Так, в Сахалинской области стартовали масштабные проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, начал работу завод по сжижению газа. Логично, что здесь уровень ВРП взлетел, а зарплаты просто не успевали за этим ростом. В то же время, высокий рост ВРП демонстрируют Дагестан и Адыгея; там это объясняется, на мой взгляд, сочетанием низкой базы и серьезной дотационной поддержки, благодаря чему даже запуск небольшого производства вызовет скачок ВРП. При детальном рассмотрении практически в каждом регионе выявится ряд таких специфических обстоятельств.

Проанализировав в определенном разрезе жизненно важные показатели, мы получили некую иллюстрацию уровня развития регионов и, что важно, она достаточно наглядно демонстрирует, насколько этот уровень сопоставим с повышением благосостояния граждан. Здесь, полагаю, есть, над чем задуматься, прежде всего региональным чиновникам, и предпринять реальные действия, которые позволят преодолеть разрывы и несоответствия в основных экономических показателях, т.е., в конечном итоге, содействовать реальному экономическому развитию и адекватному уровню оплаты труда.

Автор - гендиректор "Финэкспертизы".