После выборов вкладчиков ждут неприятные сюрпризы

Постепенно стихают выборные страсти, и утвержденные ЦИК депутаты Госдумы VI созыва 21 декабря соберутся на первое пленарное заседание. Госдуме уже в ближайшие месяцы предстоит рассматривать много важных документов, и среди них - законы о безотзывных банковских вкладах.

Обострившийся осенью долговой кризис в Европе в очередной раз показал хрупкость равновесия на финансовых рынках. На фоне европейских неурядиц наша финансовая система пока демонстрирует относительную стабильность. Однако нам тоже следует задумываться о повышении ее устойчивости, учитывая высокую зависимость экономики России от конъюнктуры внешних рынков. Тем более что такие переменчивые цены на нефть могут демонстрировать не только полеты к заоблачным высотам, но и резкие снижения.

Одним из тревожных показателей зреющих проблем является растущий отток капитала, который, по оценкам ЦБ РФ, за 11 месяцев достиг $74 млрд. Осеннее снижение фондового рынка связано с волнами напряженности на финансовых рынках Европы и большим оттоком капитала из России. При росте на 15% с начала года объемов депозитных вкладов в банках в августе и октябре наблюдалось их снижение. Для стимулирования привлечения вкладов банки начали активно повышать ставки по вкладам, и на кривой средних ставок привлекаемых депозитов обозначился выразительный рост. С середины лета увеличение доходности по депозитам составляет от одного до нескольких процентов в зависимости от банка и вклада. А с учетом действовавших полгода назад достаточно низких процентов по некоторым видам вкладов произошло двукратное увеличение обещаемых вкладчикам процентов.

Линейка банковских вкладов для населения сейчас достаточно многообразна и весьма привлекательна. По опросам представителей депозитных отделов банков, наиболее популярный у населения вид вклада – с возможностью частичного снятия. Зачастую неснижаемый остаток составляет лишь малую долю общей суммы вклада. Таким образом, существенная часть вложенной суммы является, по существу, вкладом до востребования с выплатой довольно приличных процентов. Большая доля вкладов с повышенной ликвидностью увеличивает риск развития неустойчивости банковской системы. Выдав кредиты из денег «до востребования», банки очень легко могут попасть в ловушку ликвидности, когда необходимость срочно возвращать деньги вкладчикам противоречит длительности выданных кредитов.

Вклады «до востребования» - опасный пассив. Совершенно обоснованно представители австрийской экономической школы настроены резко против возможности использования вкладов до востребования для кредитования. Так, один из ее классиков - Хесус Уэрта де Сото в книге «Деньги, банковский кредит и экономические циклы» пишет: «Когда банк отказывается от поддержания коэффициента резервирования по вкладам "до востребования" на уровне 100%, это порождает весьма серьезные экономические последствия: два разных лица, вкладчик и заемщик, одновременно полагают, что они вольны пользоваться одной и той же суммой. Но ситуация, при которой два разных лица одновременно владеют одним и тем же благом с совершенной ликвидностью, или ситуация, при которой такое благо одновременно находится в полном распоряжении двух разных лиц, логически невозможна». На этой основе австрийская школа делает вывод о юридической недопустимости лишь частичного резервирования вкладов «до востребования».

Банки, использующие частичное резервирование, по существу, вбрасывают в экономику новые деньги. Создаются так называемые фидуциарные деньги (основанные на доверии), которые существуют до тех пор, пока в системе это доверие сохраняется. Но его-то, похоже, становится все меньше. Есть еще фактор, усугубляющий проблему. Согласно действующему законодательству РФ (например, статья 837 ГК) банк обязан возвратить вкладчику сумму вклада или ее часть по первому требованию вне зависимости от условий заключенного между ними договора банковского вклада. При этом вкладчик теряет лишь накопленный процент. Таким образом, у всех срочных вкладов имеется признак, приближающий их к вкладам «до востребования». А такое условие создает очень благоприятную базу для возникновения паники среди вкладчиков и их «набегов на банки». История мировой финансовой системы показывает, насколько губительными бывают такие набеги.

При объемах депозитов населения около 11 трлн руб. (с учетом возможного досрочного изъятия вкладов и высокой доли реальных средств, находящихся в режиме «до востребования») объем резервных средств банковской системы, составляющий, по данным ЦБ, 356,6 млрд руб., слишком мал, чтобы справиться с задачей погашения в случае возможной неустойчивости. Даже более крупных сумм всех собственных средств банковской системы в критических ситуациях тоже будет недостаточно. (Отношение собственных средств банковской системы к депозитам физических лиц составляет только 42%. Кстати, отметим проявляющуюся с 2009 г. тревожную тенденцию снижения отношения собственных средств банков к объему депозитов.)

Все это делает насущной и своевременной идею о безотзывных банковских вкладах. Проект такого закона был подготовлен и размещен на сайте Министерства финансов в конце ноября. В нем предусматривается, что любые вклады (кроме вкладов "до востребования"), меньшие предельной суммы возмещения (на сегодня – 700 000 руб.), банки будут обязаны возвращать в течение семи дней, а превышающие такую сумму – в течение 14 дней с момента досрочного истребования вклада. Предусматриваются и полностью безотзывные вклады, забирать которые можно будет только по истечении срока действия договора.

Предложенные Минфином поправки в законы назрели и смогут существенно повысить устойчивость банковской системы. Однако практически у любого вкладчика такие нововведения вызовут сильный протест. Население будет недовольно ущемлением собственных прав в пользу банковской системы. В этом случае можно легко прогнозировать сокращение сроков депозитов. (Хотя это будет гораздо честнее, и позволит банкам более достоверно оценивать структуру собственных пассивов.) В Минфине утверждают, что проект закона о безотзывных вкладах будет рассмотрен одним из первых Думой нового созыва. Однако нельзя исключить, что в силу его «резонансности» принятие закона может быть отложено на период после выборов президента.

Автор - начальник аналитического отдела ИК \"Церих кэпитал менеджмент\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать