Две трети новых российских публичных компаний подешевели при падении рынков

Две трети российских компаний, размещавших акции в этом году, дешевели быстрее, чем снижался страновой индекс MSCI. Подорожать удалось лишь двум, размещения которых состоялись в конце года
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Из всех российских компаний, которые в этом году провели первичные или вторичные размещения акций, бумаги лишь двух к концу года торгуются выше цены этих сделок. Это Polymetal Int и «Магнит», вторичные размещения которых прошли 28 октября и 2 декабря соответственно. Все остальные (см. врез) торгуются значительно ниже цены размещения, причем некоторые потеряли половину капитализации на момент размещения. Например, префы «Мечела» торгуются почти на 80% дешевле цены размещения, обыкновенные акции «Синергии» – на 60%, Номос-банка и «Русагро» – на 50%. Размещение «Яндекса» было среди наиболее успешных (в первый день торгов котировки выросли на 40%), однако и эта компания торгуется сейчас примерно на 20% дешевле цены на IPO.

Среднее снижение стоимости акций российских компаний, проводивших размещение (IPO или SPO) в 2011 г., составило около 30%, отмечает аналитик по стратегии «ВТБ капитала» Андрей Амелин. Тем не менее столь разочаровывающий результат следует скорее отнести к негативной динамике рынка в целом, нежели к специфичному снижению недавно проданных акций, отмечает он, 75% общего объема средств за год было привлечено российскими компаниями в период с февраля по май, 30%-ное снижение примерно соответствует снижению не нефтегазового сектора рынка со среднего уровня индексов акций в наиболее активные для привлечения капитала месяцы.

Когда эти компании размещались, рынок был более позитивным, чем сейчас, и тогда решение инвесторов вкладываться было оправданным, считает соруководитель инвестиционно-банковского направления Deutsche Bank в России и СНГ Андрей Чулак. Дальнейшее падение акций было связано не с негативными корпоративными событиями эмитентов, а с внешними событиями, которые повлияли на рынок в целом и на ценные бумаги эмитентов в частности, говорит он: «Рост этих акций будет связан с вопросом общего интереса инвесторов к российскому рынку, с ценами на нефть и с тем, как успешно эти компании смогут реализовать антикризисные меры, но базовый прогноз Deutsche Bank на рост рынка в следующем году – позитивный».

Причина, по которой успешными оказались инвестиции в акции «Магнита» и «Полиметалла», в том, что компании разместились в декабре и октябре соответственно, когда конъюнктура была благоприятной, отмечает Амелин. Единственным IPO на ММВБ за минувший год было размещение «Ютинет.ру». С тех пор она подешевела на 17,9%. Компания все еще недооценена, демонстрирует хорошую динамику финансовых показателей, но повлияли многие факторы – невысокая ликвидность, размещение прямо перед просадкой российского рынка, который утянул бумаги дебютанта за собой, отмечает президент «Финама» (размещал «Ютинет.ру») Владислав Кочетков. Кроме того, большинство западных фондов при ухудшении рыночной ситуации фиксируют позиции в российских активах в первую очередь, даже с убытком. Рано или поздно потенциал роста многих российских компаний выстрелит, но вот в том, что это произойдет в следующем году, есть сомнения, заключает Кочетков.