Наличные в России уйдут в прошлое

Законодательного ограничения на оборот наличных денег не исключает Минфин. У населения пока нет привычки расплачиваться картами, а финансовая инфраструктура слабо развита, возражают в Минэкономразвития
М.Стулов

По данным Росстата, теневой сектор занимает 30% ВВП России, это потенциал для увеличения собираемости налогов, заявил вчера на Гайдаровских чтениях министр финансов Антон Силуанов. В России доля наличных расчетов – 25% от денежной массы, а в развитых экономиках – 7–10%, продолжал он: «Если бы все крупные покупки, зарплаты проводились в безналичной форме, прозрачно, то можно было бы увеличить и объем [собираемых] налогов. Это можно вменить и через нормативно-правовое поле» (цитаты по «Интерфаксу»).

Ограничить хождение наличных премьеру Владимиру Путину предлагал в прошлом году и президент Сбербанка Герман Греф (см. врез). С ноября при Минфине действует межведомственный совет по оптимизации платежного оборота, в который входят представители ФСБ, ФСФР и МВД, а также банкиры, возглавляет совет замминистра финансов Алексей Саватюгин.

Идея с ограничением оборота наличных требует обсуждения, признает Саватюгин: «Если ограничить крупные покупки только безналичными платежами, то надо каждого гражданина обязать стать клиентом банка и вести банковскую карточку, т. е. навязать обязательную банковскую услугу». В феврале на совете должны представить достаточно аргументов в пользу этой идеи, обещает Саватюгин.

Уже действуют ограничения на расчеты наличными между юрлицами, рассказывает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, не более 100 000 руб. по одному договору, но никто не контролирует соблюдения этого требования – и его обходят: например, заключается несколько договоров на более мелкие суммы.

Ограничений на наличные платежи для физлиц нет. Но они есть во многих странах, знает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: «В среднем ограничения действуют для покупок свыше $10 000». Один из самых жестких запретов действует в Италии, где с 4 декабря правительство запретило наличные расчеты свыше 1000 евро.

Запреты не нужны, считает помощник президента Аркадий Дворкович: «Надо стимулировать безналичный оборот». Не факт, что большой оборот наличных стимулирует развитие теневого сектора, скорее наоборот, рассуждает Осколков: «Поэтому бороться таким способом с теневым сектором не совсем правильно, можно создать проблемы для населения, которое привыкло хранить и тратить живые деньги».

Запреты возможны только после появления у граждан привычки к безналичным расчетам, а также с развитием финансовой инфраструктуры, например проекта универсальной электронной карты, считает Осколков.

Выдача карт начнется в 2012 г., с их помощью можно будет платить налоги, оплачивать проезд и услуги ЖКХ, записываться на прием к врачу и проч.

Борьба с наличностью принесет банкам дополнительные доходы, признает предправления «Открытия» Василий Заблоцкий: «Будет больше клиентов, увеличатся объемы операций интернет- и мобильного банкинга». Банковская система готова к этому, считает старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров: «Например, у Сбербанка широкая эквайринговая сетка, и в случае роста безналичных операций ее технически легко расширить». Сбербанк готов инвестировать длинные деньги в этот проект, так как экономический эффект очевиден, считает Бугров, сократится и доля серого сектора.

Заблоцкий менее категоричен: «Основная масса крупных платежей так или иначе учитывается: если вы покупаете автомобиль и в салоне через кассу вносите деньги на счет банка, то с точки зрения учета это такой же официальный платеж, как и безналичный».

Многие торговые сети не спешат работать с пластиком. Например, «Ашан» принимает карты платежной системы Visa, и то только с конца прошлого года. А в «Макдональдсах» безналичный расчет появился только в 2010 г.

В Европе комиссия банков и платежных систем обычно составляет 0,5% от суммы платежа, в России она минимум в 3 раза выше, объясняла представитель «Ашана» Мария Курносова.

В автобизнесе при марже дилера в 4–7% оплата покупателем автомобиля пластиком невыгодна продавцу, признает председатель совета директоров автодилера «Модус» Алексей Лещенко.

В регионах население практически не пользуется картами, знает Михаил Лезжов, руководитель отдела маркетинга компании «Формула-91» (торгует подержанными автомобилями): «Те, у кого есть пластик, используют карты исключительно как средство перевозки денег, снимая нужную сумму перед сделкой».

Переход на безналичный расчет должен произойти естественно и исходить от рынка, а не быть директивным, считает Парфенов, для этого нужно развивать инфраструктуру и привычку у населения платить картой, согласен он с Осколковым.