Начало года будет непростым для сырьевых рынков


В условиях неопределенности в мировой экономике (Европа выглядит очень слабо, Азия, пожалуй, хуже, чем полагают аналитики, а США показывают незначительные улучшения), трейдеры товарного рынка встречают 2012 г. в некотором замешательстве. Первый квартал, вероятнее всего, будет характеризоваться повышенной неопределенностью, так как участники рынка будут ждать разъяснений по многим оставшимся без ответа вопросам 2011 г., в частности, ждать ли в 2012 г. новой мировой рецессии или нет?

Принимая во внимание мой прогноз дальнейшего укрепления доллара на первых этапах 2012 г., потенциал для роста основных товарных индексов в I квартале выглядит ограниченным, и инвесторы, скорее всего, будут очень избирательны. Однако я полагаю, что многолетний восходящий тренд, который также называют товарным суперциклом, еще не завершился, и в ближайшие несколько месяцев долгосрочные инвесторы должны воспользоваться возможностью накопления позиций. Такая точка зрения получит дополнительную поддержку, если центральные банки развивающихся и развитых рынков приступят к согласованным активным мерам по валютному стимулированию.

Драгоценные металлы, в частности, золото и в, определенной степени, серебро, продолжат выигрывать в условиях бегства от риска. Содействующие факторы включают отрицательные реальные доходности по облигациям, которые сейчас наблюдаются в более чем половине стран «большой двадцатки», в сочетании с высоким физическим спросом со стороны центральных банков и инвесторов развивающихся рынков. По моему мнению, после коррекции в конце 2011 г. цены стабилизируются, и новые инвестиционные потоки приведут цену золота к отметке $1800 за унцию в I квартале и еще выше в течение года.

Основные металлы будут испытывать трудности на первых этапах 2012 г. в связи с растущим беспокойством относительно рецессии в развитых странах и замедления темпов роста на развивающихся рынках. И это несмотря на ожидающиеся проблемы с поставками (поиск и разработка новых месторождений стоят очень дорого, кроме того, некоторые страны – крупные производители промышленных металлов оказались в непростой ситуации в связи с конфликтами на рынке труда). Однако долгосрочные перспективы остаются положительными, так как более низкие цены должны помочь удовлетворить спрос на пополнение запасов, в частности, со стороны Китая. Поскольку промышленные металлы считаются индикатором экономического роста, поддержка в начале 2012 г. будет ограниченной, так как все внимание будет сосредоточено на спросе.

Сельскохозяйственный сектор пережил большую коррекцию в 2011 г. вследствие нормализации погодных условий и реакции мировых фермеров на высокие цены в период 2010-11 гг., выразившейся в том, что был посажен рекордный объем нового урожая. Повышение курса доллара негативно сказалось на ценах и на американском экспорте, так как покупатели переключились на других поставщиков, в частности, на страны бывшего СССР и Южной Америки. Совокупная спекулятивная длинная позиция хедж-фондов по всему сектору сократилась до минимального уровня за 2,5 года, и на этом основании (в сочетании с потенциальными трудностями с поставками, связанными с погодой) я вижу хороший потенциал для роста цен, особенно в сегменте товаров с ограниченным предложением, например, кукурузы и соевых бобов. Скотоводческий рынок также, предположительно, получит поддержку благодаря устойчивым фундаментальным факторам в сочетании с защитным характером этого сектора.

В энергетическом секторе, за исключением американского природного газа, который закрепился в медвежьем тренде из-за обильного предложения в США благодаря быстрому росту добычи сланцевого газа, в первые месяцы 2012 г. ожидается сохранение боковой динамики. В 2011 г. спад произошел, главным образом, после резкого скачка цен на энергоресурсы, в результате которого средняя цена нефти Brent выросла более чем на треть по сравнению с 2010 г.

Ожидается, что рост спроса на энергоресурсы в странах с развивающимися рынками будет и дальше перевешивать замедление в развитых странах. Кроме того, многим нефтедобывающим странам теперь нужны более высокие цены для оплаты возросших расходов на социальные нужды, особенно после «арабской весны». Эти факторы продолжат оказывать ценам поддержку, несмотря на замедление мирового экономического роста. Нефть Brent может установить минимум в районе $95, а средняя цена в I квартале составить $100, после чего в течение года она возрастет.

Автор - управляющий директор Saxo Bank в России.