ФРС экспериментирует со все более несовершенными инструментами


В США без продыху продолжаются эксперименты с денежной политикой: в среду Федеральная резервная система обнародовала новую инициативу, которая позволит влиять на рыночные котировки и через них – на перспективы национальной экономики. ФРС надеется с помощью большей прозрачности формировать ожидания таким образом, чтобы стимулировать экономический рост и стабильность цен. Но этот новый подход также может спровоцировать еще большую растерянность и сомнения среди компаний со здоровым балансом относительно осуществления продуктивных инвестиций.

Я полагаю, руководство ФРС сознает, что имеющиеся в его распоряжении инструменты далеки от идеальных. Процентные ставки уже опущены до нуля и, согласно последнему заявлению, весьма вероятно, останутся на этом уровне по крайней мере до конца 2014 г. Между тем, в результате прямой скупки ценных бумаг на рынке, баланс ФРС раздулся до невиданных размеров – 20% ВВП ($3 трлн). ФРС также заменяет краткосрочные казначейские облигации в своем портфеле долгосрочными.

Эта необычная активность помогла предотвратить сползание в дефляционную спираль. Однако она не помогла вернуть Америку на путь устойчивого роста и создания достаточного количества рабочих мест. И не поможет. Выгоды, признал председатель ФРС Бен Бернанке, сопровождаются “издержками и рисками”. Более того, несмотря на постоянные призывы привести в порядок бюджетные дела и ситуацию на рынке жилья, своими действиями ФРС ненароком позволяла другим государственным ведомствам избегать принятия трудных, но столь необходимых решений.

Несмотря на эти недостатки, ФРС уверена в необходимости предпринимать все новые действия. По моральным и политическим причинам она считает, что не может оставаться в стороне, пока экономика страдает от глубокого кризиса в сфере занятости и разбалансированности политического механизма, – даже если ей приходится использовать все более несовершенные, окольные и все менее предсказуемые меры.

В среду ФРС продемонстрировала, сколь активно она намерена использовать инструмент коммуникаций для информирования публики и влияния на экономические результаты. Но этот подход выходит далеко за рамки идеи повышения прозрачности. Публикуя личные прогнозы своих членов (в частности, по изменению процентных ставок в ближайшие годы, времени их первого повышения и долгосрочным ставкам, естественным для экономики), Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) рассчитывает предоставить более точный и устойчивый прогноз, чтобы вдохновить инвесторов обоих классов активов – и финансовых, и физических – на принятие долгосрочных решений.

Мало кто ожидает, что эта инициатива даст быстрый или длительный эффект. Прогнозы членов FOMC cильно варьируются после 2012 г., в частности, прогнозы по ставке федерального финансирования на конец 2014 г. - от 0,25% до 2,75%. Очевидно, домохозяйствам, компаниям и инвесторам потребуется время, чтобы переварить очередную порцию сигналов, которые им посылают руководители ФРС. К тому же их больше интересует вероятность нового раунда количественного смягчения, предполагающего выкуп облигаций, чем прогнозы, касающиеся неопределенного будущего и могущие часто меняться.

Чтобы быть эффективной в долгосрочном плане, новая инициатива ФРС должна отвечать двум условиям. Мы должны увидеть значительное совпадение оценок членов FOMC, чтобы ретранслировать их в среднесрочный прогноз по динамике процентных ставок, и более значимую реакцию на эти оценки со стороны домохозяйств, компаний и инвесторов. Но даже этого будет недостаточно, если гиперактивность центробанка не будет частью более всеобъемлющей макроэкономической стратегии Вашингтона. Однако пока у нас нет особых оснований полагать, что последнее условие скоро будет выполнено.

Перевод из Financial Times

Автор - гендиректор и содиректор по инвестициям Pimco.