Налогоплательщики смогут обсуждать платежи с государством

В России может быть введено согласование налогов до подачи декларации. Такова мировая практика
Д.Гришкин

Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила Минфину (письмо есть у «Ведомостей»), чтобы обязательное досудебное рассмотрение жалоб налогоплательщиков касалось всех налоговых вопросов, а не только проверок, как сейчас. Тогда до судов будут доходить только принципиальные споры.

Налоговики предлагают решать проблему через внутренний контроль, но в Минфине готовы обсуждать следующий шаг — согласование налогов с налогоплательщиками до подачи ими декларации. «Требует обсуждения право крупнейших налогоплательщиков получать согласование правильности уплаты налогов», — считает директор департамента Минфина Илья Трунин, такой механизм есть, например, в США. По его словам, подготовкой к такому порядку работы можно считать соглашения о ценообразовании, которыми сейчас занимается ФНС.

В США любая компания может воспользоваться системой private ruling — согласования уплаты налогов до подачи декларации, рассказывает партнер Ernst & Young (E&Y) Антон Ионов. Это адресные разъяснения, действительные только для заявителя, хотя есть их открытая база, продолжает он, если закон не поменялся, то налоговики не могут рассчитать налоги иначе, чем в разъяснениях. Процедура формализована, служба внутренних доходов дает ответы на запросы налогоплательщиков, составленные по стандартной форме, замечает Ионов, эта система больше подходит России, чем, например, швейцарская, где налоговики могут давать льготы, прямо не предусмотренные законом.

В России компания может обратиться в Минфин за разъяснениями налогового законодательства. Выполнение рекомендаций министерства защищает только от штрафов и пеней, но не от налогов.

По словам Трунина, дискуссии о порядке предварительного согласования налогов уже идут в группе по созданию в Москве международного финансового центра (МФЦ).

Изначально была идея предоставить право на согласование всем налогоплательщикам, но сейчас обсуждается, чтобы на первом этапе ограничиться крупнейшими компаниями, говорит член налоговой подгруппы группы по МФЦ и партнер E&Y Алексей Кузнецов. По его мнению, отвечать на запросы компаний может специальный департамент Минфина — но может и ФНС. Вопрос об оплате разъяснений не первоочередной, хотя это и соответствует мировой практике, продолжает Кузнецов, и в России есть прецедент: установлена плата за соглашение с ФНС о ценообразовании — 1,5 млн руб.

«Идея привести отношения налоговиков и бизнеса к более партнерским — правильная», — уверена замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова.

По мнению Илюшниковой, нужно обсуждать, в какой форме и на первом этапе для каких вопросов ввести согласование налогов.

Сотрудник нефтегазового холдинга приводит пример такого вопроса: относить ли затраты по работе на нефтяной скважине к текущим или капитальным. Сейчас даже при наличии письма Минфина сохраняется высокий риск пересмотра налоговых обязательств компании, сетует он. По мнению собеседника «Ведомостей», России подошел бы вариант согласования налогов, когда компания по стандартной процедуре запрашивает позицию налогового органа или Минфина, а затем может оспорить ее в вышестоящем органе или суде.

Идея согласования правильная, вопрос, как она будет воплощена: придется взять на себя серьезную нагрузку и ответственность, которая сейчас лежит на судах, говорит сотрудник налоговых органов.

«Государству пора перестать искать в бизнесе врагов, не ждать, пока налогоплательщик сделает ошибку, а вместе с ним вырабатывать правильный способ расчета налогов», — считает гендиректор сети «Магнит» Сергей Галицкий.

«Если это нововведение будет приниматься, важно, как предварительное согласование будет вписано в текущие процедуры подачи налоговой декларации», — говорит представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Предложения ФНС о досудебном обжаловании всех налоговых решений оформлены в виде поправок в Налоговый кодекс. Они вводят примирительную процедуру во время рассмотрения жалобы, которую сможет инициировать налоговый орган, и увеличивают срок подачи апелляции с 10 дней до месяца. У налоговиков будет на их рассмотрение еще месяц (сейчас — до 45 дней). Процедура выгодна налогоплательщикам: она менее затратна и быстрее, чем судебное разбирательство, считает замруководителя ФНС Сергей Аракелов, при разработке учитывался мировой опыт урегулирования споров до суда, например в США, где до суда доводится только 10% споров.

Компаниям выгоднее решать спор на досудебной стадии, рассуждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, но они ждут и более внимательного отношения к апелляциям, чтобы их приглашали на рассмотрение жалоб. По мнению Аракелова, обязательное участие стороны в рассмотрении всех жалоб будет увеличивать срок их рассмотрения и может повлечь за собой дополнительные затраты для налогоплательщика. Обязательная досудебная процедура уже показала свою эффективность, утверждает он: ежегодно судебные налоговые споры сокращаются более чем на 15%, повысилась эффективность проведенных контрольных мероприятий, в итоге жалоб становится меньше, до суда доводятся только перспективные дела.

Снижение в 2011 г. конфликтности в налоговых делах и уменьшение необоснованных исков со стороны налоговых органов подтверждал в интервью «Ведомостям» и председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).