Понижательный потенциал на рынках может реализоваться, несмотря на высокую ликвидность


В зависимости рынков акций от вливаний ликвидности, осуществляемых центробанком, можно было убедиться по их реакции на вчерашний доклад председателя Федеральной резервной системы Бена Бернанке в конгрессе США, в котором инвесторы не услышали четких указаний на перспективу запуска третьего этапа количественного смягчения. Если ФРС все же примет решение продолжить программу, предпочтение, скорее всего, будет отдано приобретению ипотечных ценных бумаг в целях стимулирования рынка жилья (последнее значение индекса S&P Case Shiller, представленное на этой неделе, отражает снижение цен на жилую недвижимость до нового минимума с того момента, как лопнул "пузырь"). Осуществление третьего этапа количественного смягчения в форме прямой покупки казначейских обязательств, на наш взгляд, маловероятно, учитывая, что последняя экономическая статистика США (за исключением рынка жилья) превосходит ожидания участников рынка – особенно это касается уровня деловой активности в промышленности в январе-феврале.

Но запуск третьего этапа количественного смягчения может подстегнуть рост цен на нефть, угрожающий снижением располагаемых доходов и, соответственно, потребительских расходов населения США. Аналогичная реакция уже наблюдалась после второго этапа программы, когда на фоне дополнительного вливания ликвидности со стороны ФРС резко подскочили цены на энергоснабжение и продовольственные товары.

Конечно, отсутствие во вчерашнем выступлении Бернанке прямых указаний на запуск третьего этапа не означает, что регулятор собирается ужесточить политику, хотя некоторые инвесторы могут опасаться потенциального повышения процентных ставок, если ФРС решит отказаться от обещания сохранять низкую ставку рефинансирования как минимум до конца 2014 г.

А вот коллеги Бернанке за океаном, руководители ЕЦБ, не разочаровали рынки. Валовой объем трехлетних кредитов, привлеченных банками, составил 529,5 млрд евро. Чистый объем ликвидности после реструктуризации имеющихся кредитов составил 320 млрд евро против 200 млрд евро в рамках первой программы выдачи трехлетних кредитов (LTRO) в декабре.

Реализация ЕЦБ программы LTRO снизила риск повторения в банковской системе еврозоны такой же ситуации, как после краха Lehman Brothers. Подобный риск, на наш взгляд, действительно существовал в IV квартале 2011 г., когда проблема дефицита долларового фондирования стояла столь же остро, как в конце 2008 г. В ряде стран еврозоны сокращение объема денежной массы, к которому в некоторых случаях добавился отток депозитов, вызывает обеспокоенность относительно масштаба экономического спада, который может граничить с депрессией. Кроме того, LTRO способствует чрезмерной концентрации рисков. В частности, испанские и итальянские банки направляют дополнительную ликвидность на увеличение вложений в суверенные долговые обязательства. Это может оказаться опасным, если дефолт Греции повлечет за собой дефолты в остальной части Южной Европы и станет необходимой более масштабная реструктуризация долга.

Инвесторы продолжают беспокоиться, что после того как в апреле в Греции пройдут выборы, обещанного "затягивания поясов" может не произойти. В таком случае будет невозможно исключить риск жесткого дефолта и даже выхода страны из еврозоны.

Рассчитывать на дальнейший постоянный рост рынков исключительно за счет ликвидности не стоит, особенно учитывая, что сколько-нибудь значимой коррекции (на уровне 5-10%) не было с середины декабря прошлого года. На горизонте присутствует достаточный событийный риск в виде исхода выборов в Греции и Франции и возможное разочарование по поводу плана или условий спасения Греции, поэтому понижательный потенциал на рынках вполне может вновь заявить о себе.

Автор - аналитик по макроэкономической стратегии \"ВТБ капитала\".