Непонятно, как план спасения Греции поможет ей выйти из кризиса
1.3 Согласие 95% частный кредиторов принять участие в спасении (как определено в анализе устойчивого развития, проведенном Международным валютным фондом). Принимая во внимание увеличение списания стоимости с 50% до 53,5% и снижение ставки купона (2% − на 2012-15 гг., 3% − на 2015-20 гг. и 4,3% − на 2020-2042 гг.), шансы на добровольную сделку уменьшаются.
Проблемы в Греции обусловлены несколькими факторами:
- массовое сокрытие доходов и невыплата налогов;
- перекос экономики в сторону перевозок и туризма, которые в первую очередь пострадали от мирового финансового кризиса;
- неэффективная фискальная политика – непомерно раздутый госсектор, непомерно высокие зарплаты бюджетников;
- подтасовка статистики для сокрытия факта нарушения долговых норм Евросоюза;
- доступ к дешевым кредитам в период до кризиса, что оттянуло проявление болезненных симптомов.
По сути, всё сводится к финансовой дисциплине. Греция забыла, что кредиты нужны для инвестиций, а не для красивой жизни. В первом случае вы вкладываете в образование, науку, промышленность, и это принесет дивиденды в будущем. Во втором – вы потакаете своим слабостям, и вам придется за это в будущем платить, причем с процентами.
План вывода Греции из кризиса только еще больше всё усложнил на разных уровнях.
Предпосылки для спасения Греции:
1. Да, Греция получила второй транш финансовой помощи, но на определенных условиях.
1.1 Разрешение нерешенных вопросов, указанных «тройкой» (Еврокомиссия, МВФ, ЕЦБ) в пятом пересмотре, до конца февраля.
1.2 В новой программе приоритет отдается обслуживанию долга, а это значит, что Греции нужно в ближайшее время принять соответствующие законы.
1.2.1 «Тройка» усилит свое присутствие в Афинах, чтобы «помочь Греции в управлении институтами»; это означает, что Греция теперь полностью под контролем ЕС (читай – Германии), а это может в дальнейшем сильно повлиять на социальное напряжение.
1.3.1 Греция уже представила на рассмотрение в парламент законопроект, предусматривающий положения о коллективном действии в отношении гособлигаций. Это уже означает, что вряд ли удастся добиться от частных инвесторов одобрения на уровне 95%.
1.3.1.1 Если план с 95% провалится (крайний срок – 8 марта), тогда Греция инициирует принудительную сделку и, следовательно, создаст кредитное событие, которое включает выплату по кредитно-дефолтным свопам.
1.4 Обязательства МВФ по-прежнему неясны. Глава МВФ Кристин Лагард заявила о поддержке, но при этом указала, что этот вопрос должен решать весь совет МВФ.
1.4.1 МВФ уже сказал, что поможет, только если ЕС согласится параллельно запустить Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) и Европейский механизм финансовой стабильности (ESM), чтобы обеспечить достаточный объем средств для создания защиты.
1.5 ESM/EFSF: вместе сейчас или по отдельности. Здесь проблема заключается в том, что параллельно функционирующий фонд ESM потребует дополнительных финансовых вложений. Чтобы получить магическую цифру 500 млрд евро, нужно добавить еще 250 млрд. А это опять означает пожертвования от стран-участниц!
Между надеждой и молитвой и экономической реальностью – большая разница
Разобравшись с некоторыми предпосылками, перейдем к политической и экономической реальности. Несмотря на улучшающиеся экономические данные в Европе, один реально важный индикатор продолжает разочаровывать − уровень безработицы. В большинстве стран Европы он бьет новые рекорды. Греция, Португалия и Испания – все они за последние месяцы установили новые максимумы. Это образует порочный круг, в котором, по сути, оказались эти страны, но о котором очень мало кто говорит. Еще большее сокращение госрасходов в рамках финансового соглашения ведет к снижению темпов экономического роста, снижение роста ведет к росту безработицы, высокая безработица означает снижение налоговых поступлений, темпов экономического роста и ухудшение настроений.
Говоря словами экономистов, мы имеем дело с «финансовыми мультипликаторами». Это величина потери (прибавления) роста в стране на х% экономии (стимулирования). Более подкованные в этом плане люди применяют коэффициент 0,5/0,75 x для стран «большой двадцатки» (1% экономии стоит 0,5% роста при 0,5х) и 1 – для развивающихся рынков. Можно утверждать, что в случае с Грецией ситуация гораздо хуже. Реализация всех мер жесткой экономии, навязанных Греции, окажет влияние больше чем в соотношении 1−1.
Реальным риском и тем фактором, который в конечном итоге выведет Грецию на путь к банкротству, является скорее ухудшение экономической ситуации в стране, а не отсутствие политического желания. Поэтому широкомасштабный эксперимент с печатанием денег продолжится.
Печатание денег превратилось в лихорадку. Здесь я бы хотел прокомментировать чрезвычайно сильное увеличение балансов центральными банками крупных стран, так как большинство комментаторов используют это в качестве причины отложить конец игры.
Балансы стран «большой тройки» и центральных банков с 2007 г. увеличились в общей сложности на $8-9 трлн. Улучшение, которое вы чувствуете, глядя на свои акции, основано именно на этом. Это заставляет людей чувствовать себя более уверенно, несмотря на стоимость общественного (прямое обесценение денег) и располагаемого (отсутствие покупательной способности) дохода. Кейнс был прав, по крайней мере, в одном: «Бесплатного обеда не бывает».
Заключение
Рынок думает, что до 2013 г. ситуация не ухудшится. Я в этом сомневаюсь. Сумма «новых денег», необходимая для поддержания растущих балансов центральных банков, просто огромна.
Есть и геополитический риск: кризис может прийти извне, если не со стороны Ближнего Востока, то в виде растущих цен на сырьевые товары. Что касается фундаментальных факторов, то да, картина выглядит лучше, чем ожидалось, но индикаторы для США, Азии и Европы либо откатились от максимумов, либо уже разворачиваются вниз. Дальше следует ждать широкомасштабного отката, возврата к средним значениям, которое происходит в период между окончанием I квартала и III кварталом.
Автор - управляющий директор Saxo Bank в России.