Германия призывает ЕЦБ прекратить вливание ликвидности

Острая фаза кризиса ликвидности прошла, считают в Берлине, и ЕЦБ необходимо вспомнить об инфляции, которая уже на 0,7 п. п. превышает цель банка
T.Stavrakis/ AP

Острая фаза кризиса ликвидности прошла, Греция договорилась с частными кредиторами о реструктуризации долга, а с официальными – о выделении нового транша помощи, и немецкие политики стали призывать Европейский центральный банк вспомнить о своих задачах по борьбе с инфляцией и начать выводить избыточные средства из финансовой системы.

«Надеюсь, ЕЦБ осознает границы своих действий и в последующем быстро уберет деньги», – заявил вчера в интервью деловому еженедельнику Wirtschaftswoche Волькер Каудер, возглавляющий парламентскую коалицию Христианско-демократического союза Ангелы Меркель и Христианско-социалистического союза.

Сама Меркель несколько ранее предупредила о том же. На саммите европейских лидеров 2 мая, отвечая на предостережение бразильских политиков относительно «урагана дешевых денег», обрушившегося на мировые рынки, Меркель заявила о своей уверенности в том, что ЕЦБ завершил программу предоставления банкам трехлетних кредитов. Меркель также заверила критиков, что ЕЦБ больше не применит подобные меры.

А председатель Бундесбанка ФРГ Йенс Вайдман направил Драги письмо, в котором предупредил о чрезмерном, по его мнению, риске, который берет на себя ЕЦБ.

Вскоре после своего вступления на пост председателя ЕЦБ 1 ноября 2011 г. Марио Монти объявил о намерении впервые предоставить банкам неограниченный объем трехлетних кредитов. Аукционы прошли 21 декабря и 29 февраля, ЕЦБ выделил в общей сложности 1,015 трлн евро под 1% годовых (правда, реальный объем полученных банками средств оказался почти вдвое меньше, так как часть новых кредитов пошла на погашение взятых ранее краткосрочных займов).

Ранее ЕЦБ поддерживал финансовый сектор и рынок европейского госдолга путем скупки суверенных облигаций периферийных стран, утверждая, правда, что одновременно он стерилизует аналогичный объем ликвидности. Но, кроме того, ЕЦБ существенно смягчил требования к залогу по кредитам. А трехлетние кредиты никак не стерилизовались. В результате баланс ЕЦБ превысил 3 трлн евро – более 30% ВВП еврозоны. Это больше, чем у Федеральной резервной системы (19% ВВП США) и Банка Англии (21% ВВП Великобритании), которые проводят программы количественного смягчения путем скупки облигаций на рынке.

Между тем инфляция в еврозоне составила в январе 2,6% в годовом исчислении, а в феврале, по предварительной оценке Евростата, – 2,7%. Цель ЕЦБ по инфляции ограничена 2%. По прогнозу ЕЦБ, в текущем году инфляция составит 2,4% (декабрьский прогноз предполагал 2%). "Мы наблюдаем рост рисков из-за более сильного, чем ожидалось, повышения цен на нефть, - заявил Драги после заседания ЕЦБ в четверг. - Говоря о будущем, мы решительно придерживаемся политики поддерживания ценовой стабильности в еврозоне в соответствии с нашим мандатом". ЕЦБ сделал достаточно для борьбы с долговым кризисом, добавил Драги, дав понять, что теперь банк готовится завершить стимулирующую политику в виде рекордно низких процентных ставок и специальных программ кредитования.

"В Европе центробанк скупает все больше мусорных облигаций, которые никогда не будут оплачены, в отличие от США, где покупались в значительной степени высококачественные бонды; и, когда экономика начнет расти и ЕЦБ захочет вернуть эти бумаги на рынок, это может быть очень болезненно. Это может привести к ускорению инфляции, потому что ЕЦБ просто не сможет вернуть эти бумаги на рынок и связать ими денежную ликвидность", – сказал в февральском интервью “Ведомостям” профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф.

Теперь еврозона намерена создать Европейский стабилизационный механизм (ESM – постоянный антикризисный фонд, который должен прийти на смену ныне действующему Европейскому фонду финансовой стабильности). В Берлине считают, что его будет достаточно для предотвращения возможного распространения кризисных явлений по еврозоне и поэтому ЕЦБ должен снова озаботиться сдерживанием инфляции. После создания ESM ЕЦБ сможет и обязан снова сосредоточиться на задаче обеспечения стабильности денежной политики, заявил Каудер.