Может ли Apple стать первой компанией с капитализацией $1 трлн?


Помните, в оскароносном фильме «Форрест Гамп» герой рассказывает, что его друг вложил их деньги в «какую-то фруктовую компанию» и тем самым обеспечил им безбедное существование? События разворачивались в 1980-х гг. прошлого века. Сегодня Apple стоит столько же, сколько Microsoft, Cisco и Intel, вместе взятые. Или всего вдвое меньше, чем суммарная капитализация всех публичных российских компаний.

Думаю, многие согласятся с тем, что сегодняшнее поколение меньше знает о литературных новинках, чем о технологических. Прислушайтесь, вокруг вас наверняка кто-то будет обсуждать девайсы. Причина проста: смартфон становится неотъемлемым предметом обихода, у каждого он находится на расстоянии вытянутой руки. При этом пользователи наверняка будут отстаивать достоинства своего любимца так же яро, как футбольные фанаты отстаивают любимую команду. Появление темы девайсов наравне с футболом и политикой в светских беседах - характерная черта современного общества. Стоит ли удивляться тому, что первой компанией с триллионной капитализацией может стать именно IT-компания?

С начала марта Apple борется за отметку в $500 млрд. Факт исторический не только для самой компании, но и для всего фондового рынка, ведь за всю историю лишь шести публичным компаниям удалось побывать за пределами $0,5 трлн.

С октября 2011 г. – момента смерти Стива Джобса - и даже с августа, когда он написал письмо об уходе с поста руководителя, многие предрекали компании спад. Тем не менее акции Apple за пять месяцев выросли на 43% (более $150 млрд).

Сегодня сложно удержаться от мысли, что акции вот-вот покатятся вниз. Во-первых, невозможно расти более двух месяцев без всяких откатов и тем самым тянуть за собой фондовые индексы; во-вторых, ни одной компании, что ранее тестировали отметку в $500 млрд, не удавалось долго удержаться на максимуме.

Роковые $500 миллиардов

Неудивительно, что тремя из пяти американских «удальцов», подобравшихся к $500млрд, были именно представители IT-сектора и, что опять-таки неудивительно, – во времена пузыря доткомов. Microsoft стоила дороже $0,5 трлн 57 дней, Cisco – 10, а Intel – всего один день. Больше всех преуспела General Electric – 181 день (в период с 1999 г. по 2001 г.) и ExxonMobil – 62 дня (2007 г.; PetroChina пропущена умышленно, так как «китайское чудо» – другая история).

Стоит подчеркнуть, что в последующий после достижения отметки в $500 млрд месяц бумаги дешевели в среднем на 16% (у высокотехнологичных компаний – на 23%).

$500 млрд – дорого или нет?

Сегодня Apple стоит столько же, сколько Microsoft, Cisco и Intel, вместе взятые. В начале февраля ее капитализация составляла 17% капитализации всех компаний в индексе NASDAQ 100. Это говорит о том, что каждые 5,9% роста Apple приводят к росту индекса на 1%. C начала года Apple выросла на 35%, что эквивалентно вкладу в рост индекса на уровне 5,85%; сам он вырос на 15,4%.

Оглядываясь на результаты компании за последние 10 лет, несложно заметить, что цена акций выросла в 75 раз, доход – в 21 раз, а прибыль – в 393 (!) раза.

К отметке в $500 млрд Apple подошла отнюдь не дорогой компанией с точки зрения рыночных мультипликаторов: текущее отношение капитализации к прибыли (P/E) составляет 15,5. Учитывая, что у Apple на каждую акцию приходится порядка $100 денежных средств, очищенное P/E получается на уровне 12,5. Оценочное P/E на 2012 г. равно 12,8, при том же показателе для индекса S&P 500 – 13,2.

Стоит обратить внимание, что все компании, побывавшие за пределами $0,5 трлн, торговались в зоне перекупленности (за исключением, пожалуй, ExxonMobil). В 2000 г., когда технологический пузырь достиг пика, мультипликаторы рассматриваемых компаний в два раза превышали P/E индекса S&P 500.

Хотя это очень грубые расчеты и едва ли ими можно ограничиться, я бы скорее отнеслась к полученному результату ($857,5 за акцию) не более, как к иллюзорной стоимости Apple, при которой она была бы столь же дорогой, как компании другие в момент своей максимальной стоимости. Это подразумевает ни много ни мало 57% роста (или капитализацию в $796 млрд). Значит, капитализация Apple вполне может удержаться на текущих уровнях благодаря сильному моменту в бумаге, своей «недороговизне» и перспективам дальнейшего роста.

Аналитики, опрошенные Bloomberg, очень осторожны в оценках компании: при том что рейтинг компании – 4,75 (при максимальных 5), потенциал роста по целевой консенсус-цене всего 10% от нынешней капитализации. Аналитикам безопаснее поднимать свою целевую цену через каждые 10% роста бумаги, чем «высказаться» однозначно на год вперед.

Компания, которая изменила жизни

Apple создала новые рынки и уверенно остается одним из лидеров в каждом сегменте, на который выводит свои продукты, равно как и Microsoft в свое время. Разница в том, что Microsoft с запозданием решила адаптироваться к изменившимся приоритетам потребителей и стандартам индустрии, в то время как Apple все еще задает ритм на самом бурно развивающемся рынке и удерживает как минимум идеологическое первенство. Принадлежность к самым быстрорастущим сегментам во многом определит будущее не только Apple, но и многих других компаний по всему миру.

В чем заслуга Apple? Еще лет 20 назад для среднестатистического жителя Земли было нормой пользоваться одним устройством – компьютером. Десять лет назад – двумя: компьютером и мобильным телефоном. Сегодня же человека окружает в разы больше девайсов, а подавляющее большинство операций можно сделать на устройствах, которые с легкостью помещаются в карман или дамскую сумочку.

Apple – не компания, это индустрия

Apple ошибочно рассматривать как отдельно взятую компанию, это сразу несколько компаний в одной. Apple создала экосистему не только на уровне продуктов, но и на уровне тех, с кем работает. К ней уже применяется выражение Apple-related-companies (компании, связанные с Apple). Например, когда Apple выпускает новый продукт, эксперты тут же принимаются за разбор новинки и оглашают, кто из поставщиков остался «в продукте», а кто – «за бортом»; кто стал производить, возможно, на одну деталь больше, а кто – не дай бог, меньше. В случае с другими производителями смартфонов или планшетов эта информация не является столь значимой. Сотрудничество с Apple способно как привлечь огромное внимание инвесторов к доселе неизвестной компании, так и заставить забыть о довольно востребованной.

У Apple около 350 поставщиков, не говоря уже о массе разработчиков приложений. В этой массе есть компании, получающие значительную часть дохода за счет Apple: например, поставщик аудиокодаков Cirrus Logic (53% дохода), сборщик Hon Hai Precisio (22%), Abode (15%), а также крупнейшие производители чипов – Broadcom (13%), Qualcomm (5%), Samsung Electronics (7,6%).

По грубым оценкам, доступным в Bloomberg, стоимость, получаемая публичными поставщиками Apple от сотрудничества с ней (так называемая relationship value), в 2011 г. составила $16,7 млрд, из них $13,5 млрд приходится на 20 компаний-поставщиков. Это фактически объем заказов Apple. Для сравнения: Nokia, некогда самый крупный производитель мобильных устройств, и Research in Motion, некогда самый успешный, обеспечили всем своим поставщикам по $7 млрд дохода (по Samsung расчеты сложны из-за диверсификации бизнеса). Конечно, эти цифры в модель не заложишь, но их точно нельзя списывать со счетов.

Apple - $1 триллион. Реально?

Не нужно быть математиком, чтобы понимать, что для достижения отметки в $1 трлн акциям Apple надо вырасти всего в два раза. Размышляя о вероятности такого сценария, критично учитывать ряд факторов:

- завоевание китайского рынка обеспечит компанию реальным доходом уже в нынешнем году, а в лучшем случае Китай может стать ключевым рынком и источником дохода на ближайшие несколько лет;

- поток новых продуктов оставляет потенциал для сюрпризов, без которых Apple – не Apple;

- удержание технологического первенства, простоты и других преимуществ позволят компании удержать лояльность пользователей и оставят в команде лучших из лучших поставщиков;

- использование сплита акций может облегчить восхождение уже «отяжелевшей» компании к отметке в $1 трлн. Как приятно было бы снова видеть акции Apple по цене $272, ведь сегодня одна бумага торгуется фактически по цене смартфона (точнее, на 20% дешевле).

Теперь оставим размышления о качественной части истории и затронем количественную.

Китай – реальный источник роста

Нынешний год ознаменовал собой выход Apple на совершенно новый для себя рынок – китайский. В феврале гендиректор Тим Кук назвал спрос в Китае «удивительным»: из-за ажиотажного спроса на iPhone 4S продажи смартфона пришлось вовсе отменить. Сегодня Apple продает iPhone через двух операторов связи Китая – China Unicom с базой в 200 млн человек, и China Telecom – со 130 млн. Эти отношения еще не капитализировались, так как China Unicom начала продажи iPhone в начале 2012 г., а China Telecom – только с 9 марта. Потенциальная база пользователей для Apple в Китае только на сегодня составляет около 330 млн. И это не считая самого крупного оператора Китая с 660 млн пользователей – China Mobile, который с большой долей вероятности начнет продажу iPhone уже в 2012 г. Стоит отметить, что в Китае еще не завершен переход с 2G на 3G (процесс длится чуть более года). А это значит, что по мере продвижения 3G все больше людей будут менять свои устаревшие мобильные устройства на современные. Конечно, не факт, что замена телефонов произойдет именно в пользу iPhone, но существенную долю Apple наверняка отвоюет.

В США, например, доля внедрения iPhone в конце 2011 г. составила 19%, тогда как в мае 2011 г. эта цифра едва превышала 10%. Для расчетов возьмем консервативную оценку внедрения iPhone в Китае – 5% в 2012 г. и будем исходить из той базы, которая сегодня доступна Apple в Китае (т. е. 330 млн абонентов). Это значит, что только 5%-ное внедрение может обеспечить продажу 16,5 млн смартфонов. Соответственно, только за счет китайского рынка Apple может увеличить количество проданных iPhone в 2012 г. на 18%, не продав больше ни одного смартфона в мире. За счет чего общий доход Apple вырастет на 7,5% (или на $9,7 млрд). Наша оценка очень скромная, так как мы берем среднюю стоимость iPhone за пять лет ($588), при средней цене в 2011 г. $650. Если же iPhone начнет продаваться в сетях гиганта China Mobile (как было сказано выше, с базой в 660 млн абонентов), то те же 5% внедрения дадут еще 49,5 млн смартфонов в Китае. Суммарно – при помощи трех китайских операторов – Apple сможет реализовать 66 млн мобильных устройств, увеличив общий доход на треть, или на $38,8 млрд. Соответственно, каждые 2,2 млн проданных iPhone способны увеличить общий доход Apple на 1%.

Новые продукты – возможен ли успех без Джобса?

Новые продукты – это главная ставка Apple, это ее ядро, залог успеха. До сих пор в потоке новых продуктов никто не сомневался. Присутствие Джобса было эквивалентно успеху любого продукта и самой компании в целом. Разница между Apple с Джобсом и Apple без Джобса в том, что последняя не имеет права на ошибку. Несмотря на рост акций с момента ухода основателя компании, я считаю, что премия Джобса осталась в цене. Удержит ли ее новое руководство, зависит исключительно от успеха ближайших новинок хотя бы в течение пары лет.

Почему новые продукты так важны для Apple? Отвечая на этот вопрос, стоит обратить внимание на структуру доходов компании. В каждый исторический момент он полностью зависит от успеха главного продукта. Ниже на графике продемонстрировано, как сильно изменилась структура доходов всего за пять лет. В 2007 г. 75% доходов приходилось на Macintosh и iPod, в конце 2011 г. доля обоих продуктов составила менее 20%. При этом более половины доходов оказались привязаны к успешным продажам iPhone. Планшетник iPad, самый последний из ключевых продуктов, сегодня отвечает за 20% доходов. Таким образом, успех Apple сводился до сих пор к способности каждые два-три года безошибочно и вовремя продвигать кардинально новые продукты, которые уже через год-два становятся источником 20-30% дохода.

Еще год-два ключевыми продуктами Apple останутся iPhone и iPad со стремительно растущей долей последнего. За это время компании, вероятно, придется протестировать и адаптировать новый продукт, который, в свою очередь, станет драйвером и источником дальнейших доходов. Будет ли это iTV или некий симбиоз смартфона и планшета – не столь важно. Apple необходимо, чтобы ее продукты продолжали оставаться объектом желания.

На мой взгляд, у Apple есть все шансы стать первой в мире компанией, достигшей капитализации в $1 трлн. Хотя это и не столь важно. Есть в этой компании нечто выходящее за рамки цифр.

Автор - старший аналитик \"Арбат капитала\"\r\n\r\n.