В каких партиях могут проявиться экономические интересы разных слоев населения


Выборные кампании в очередной раз показали, что у нас пока не сложилось полноценных политических партий, способных вести взвешенную борьбу мнений и мы продолжаем жить в условиях «полуторапартийной» системы. С чем это связано и как долго будет продолжаться?

В России можно условно выделить четыре основные группы населения, на базе которых может происходить зарождение политических движений.

1. Государственная бюрократия.

2. Крупный бизнес.

3. Средний класс, мелкий и средний бизнес.

4. Широкие слои населения с доходами ниже средних по стране, не входящие в указанные выше группы.

Несколько слов о материальном положении и интересах указанных групп, начиная с последней из них. Доходы в четвертой группе населения составляют примерно половину от средних доходов по стране, а представление о них можно получить, вспомнив уровни доходов массовых профессий – учителей, воспитателей детских садов, врачей, некоторых других категорий низкооплачиваемых работников. Они часто живут от зарплаты до зарплаты, и здесь популярны идеи социальной защищенности и справедливости. Эти слои населения являются базой для социал-демократических и коммунистических взглядов, здесь достаточно легко разжечь протестные настроения особенно при снижении уровня жизни. Правда, сейчас политические силы этого электората в основном дремлют, поскольку основная масса населения хорошо помнит крутые повороты 90-х гг. и имеет иммунитет к резким преобразованиям.

В гораздо менее широкую, но тоже достаточно многочисленную группу можно выделить средний класс и представителей малого бизнеса. Представители этой группы имеют доходы выше средних по стране, собственность в виде недвижимости, могут предъявить платежеспособный спрос для ее приобретения. Потребность в стабильности для среднего класса связана, в первую очередь, с желанием сохранить имеющиеся у него материальные ценности и иметь четкие перспективы для получения будущих доходов. Однако представители среднего класса очень чувствительны к исправной работе социальных лифтов. Особенно это важно для хорошо образованной молодежи, которая создает запрос на политические реформы, включающие новые лифты наверх и дающие ей шанс на возможное вхождение в ряды элиты. Эта часть среднего класса восприимчива к идеям перемен.

Часто представители среднего класса делают ставку на собственный бизнес. Доходы представителей мелкого и среднего бизнеса широко изменяются от самых низких до высоких уровней. Предприниматели в основном составляют верхний слой указанной группы. Представители мелкого бизнеса крепко связаны со страной. Их дело привязано к территории, где находятся их клиенты, потребители, партнеры. Сами они, как правило, больше ориентированы на интересы отечества и кровно заинтересованы в ограничении власти чиновников, выстраивании правового государства, перспективах развития страны. Они заинтересованы в создании в государстве единых правил игры для бизнеса, совершенствовании судебной системы. Однако их общие интересы еще слабо выражены, финансовые возможности не очень велики.

Серьезные надежды возлагаются на раскрутку процессов модернизации экономики, запуск и расцвет хотя бы некоторых направлений инновационной деятельности. Некогда мощная научная школа бывшего СССР и осуществленный в те времена ряд успешных проектов позволяют надеяться, что такого рода прогресс еще возможен. Модернизация экономики и связанное с этим вырастание научно-технической интеллигенции могло бы возродить силы, направленные на преобразование и прогресс общества. Развитие партии, выражающей интересы представителей указанных групп населения, стало бы важной вехой в политической жизни страны. Но партиям среднего класса, малого бизнеса, технической интеллигенции еще только предстоит вырасти и занять свое место на политическом поле.

Другая прослойка общества – крупный бизнес. Созданная в 90-е гг. система работает таким образом, что крупный и средний бизнес в основной массе является иностранным. Представители крупного бизнеса и ведут себя как иностранцы. Их деньги и недвижимость находятся за рубежом, там обучаются дети и зачастую живут семьи. Крупные бизнесмены здесь просто работают, наблюдают за собственным бизнесом. В России они находятся в долгосрочной командировке, но в любой момент могут подхватить наиболее ликвидные активы и перебраться «за бугор». Часто интересы представителей крупного бизнеса (и многих обслуживающих его людей) схожи с интересами представителей транснациональных компаний – законсервировать застойность страны, благоприятствующую снижению стоимости рабочей силы. Более того, интересы этой части общества зачастую противоположны национальным интересам. Стоит заметить, что по указанной причине публично артикулировать многие свои интересы бизнес не может. Но часто это ему и не нужно. Для проведения своих решений крупный бизнес воздействует не через партии, но почти всегда – непосредственно на структуры государства, на представителей государственного аппарата. А для создания нужного (в том числе и дезинформирующего) фона легко может заказать любую публичную кампанию в СМИ, тем более что часто для этого имеются подконтрольные медийные структуры. Поэтому на партию крупного бизнеса пока не было особенного заказа.

Мощной экономической и политической силой России является государственная бюрократия. Она управляет принадлежащими государству компаниями, сбором и распределением налоговых поступлений. От этого слоя общество ждет эффективного выполнения государственных функций, работы по более рациональному выстраиванию хозяйственной деятельности, поддержанию и развитию инфраструктуры. Аналогичные функции выполняет государственная бюрократия и в других странах. Но, в отличие от многих развитых стран, в нашей стране, имеющей очень большую составляющую сырьевых продаж, поток в бюджет экспортных пошлин, НДПИ, да и часть других налогов слабо зависит от эффективности работы государства – достаточно эффективного налогового администрирования. Это развращает бюрократию и делает ее неэффективной в деле развития экономики. Зато совершенствуются имманентные ей функции «отнять и поделить». Принадлежность к касте чиновников становится источником серьезных доходов.

Так же как и представители крупного бизнеса, многие бюрократы ориентированы на Запад. Некоторые депутаты и крупные государственные чиновники одновременно являются владельцами крупных состояний. Для защиты от неустойчивости государственной и правовой системы все эти годы они тоже плели страховочные сети на Западе: у многих там хранятся деньги, там проходит отдых, живут семьи, учатся дети. Вместе с крупным бизнесом значительная часть бюрократии, по существу, составляет компрадорскую элиту. Но бюрократии партия очень нужна (хотя бы для более успешного прохождения выборных процессов).

За последние два десятилетия любая созданная правящей элитой партия, после того как в нее вливалась масса бюрократии, основной своей целью делала консервацию существующего положения вещей. По факту любая оказавшаяся у власти партия становится объектом вожделения для государственных чиновников. К партии власти присасывается слишком много людей, для которых интересы страны, да и официальные цели партии стоят далеко не на первом месте. Такие люди готовы хоть вступить в ряды «поборников высоких спортивных достижений», хоть громче всех кричать о нанотехнологиях или даже вступить в ряды публичных клеймителей коррупции – лишь бы остаться у власти. Понятно, что результатом массового вступления чиновников госаппарата становится партия, к которой легко прилепляются нелестные эпитеты вроде «партии воров и жуликов». А еще – это консерватизм, переходящий в застойность. Недаром создатель афоризмов Виктор Черномырдин отмечал, что, когда номенклатурщики пытаются построить партию, результатом вновь оказывается очередная КПСС.

Хотя формальная цель правящей партии – «обеспечение соответствия государственной политики интересам большинства населения РФ» – конечно, влияет на поступки и интересы ее членов, но в создаваемых номенклатурой партиях даже более, чем в поздней КПСС, присутствует имманентное противоречие. С одной стороны, у ее членов есть личные интересы, противоречащие интересам массового избирателя. Поэтому власти приходится постоянно воздействовать на избирателя всей мощью государственной пропагандистской машины для создания нужного ей образа борцов за интересы народа. Тем более что это очень перекликается с официальной целью партии по «формированию общественного мнения в РФ в соответствии с основными положениями программы партии». Интересы бюрократии и слоя крупных предпринимателей зачастую тоже разнонаправленны. Так, бюрократии выгодно усиление роли государства в экономике и обществе, а либералы заинтересованы в обратном и проводят линию на снижение роли государства. Несмотря на желание многих сократить материальные возможности бюрократии, после грабительской приватизации 90-х гг. идеи дальнейшей приватизации вызывают значительное отторжение в широких слоях населения.

В «нулевые» годы идеи 90-х были отодвинуты на вторые роли, все больше сторонников стали завоевывать национальные приоритеты, и тому есть свои причины. Несмотря на привлекательность красивых идей встраивания в международное разделение труда, большинство населения не представляет своей роли в открытом мире. Тем более что большинство отраслей экономики у нас по-прежнему остается неконкурентоспособными на мировом рынке. Да и сами идеологи правых сил сильно «путаются» (или путают) с обоснованием идей вхождения страны в мировое сообщество. Тем более что мир развитых стран многократно показывал, что нас там особенно не ждут. Самое интересное, что прессинг подчас недобросовестной конкуренции испытывают не только страна и компании, сталкиваясь с разными поправками типа Джексона - Вэника или запретами на приобретение хотя бы немного технологичных компаний типа Opel, но и сами крупные бизнесмены ощущают недружественность при попытках выдвинуться в мировую экономическую элиту. (То, что наши олигархи блистают покупками футбольных клубов, яхт и квартир на Манхэттене за цены, в разы превышающие разумные, указывает на то, что, с одной стороны, им не дают купить ничего достойного. А с другой – они вынуждены даже за жалкие квартиры переплачивать большие деньги, чтобы тем самым более надежно легализовать свои покупки. Куршевельные скандалы указывают, что на Западе миллиарды не обеспечивают полной защищенности бизнесмена даже на отдыхе…) За границей их капиталы могут оказаться еще более уязвимыми, чем в стране. Поэтому теперь и у представителей крупного бизнеса зреют представления, что их главным активом, главным прикрытием является Россия. Можно предполагать, что в среде крупного бизнеса хоть и слабыми, но заметными росточками будут пробиваться идеи здорового патриотизма (вспомним о партии, которую хочет создать Прохоров). Такое изменение очень желательно, иначе в дальнейшем неизбежно обострение существующих экономических проблем, и тогда нам придется столкнуться с совершенно «неигрушечным» протестным социал-демократическим движением. Очень хотелось бы этого избежать.

Представляется, что наиболее очевидным вектором политического дрейфа станет выделение из второй группы сил, ставящих своей задачей создание в нашей стране более прозрачных, честных и равноправных условий ведения бизнеса. Вполне очевидно, что и в правящей партии тоже будут появляться силы, которые включатся в этот процесс. Но особенные надежды на третью группу. При неравнодушии со стороны малого бизнеса и среднего класса можно добиться существенного прогресса в вопросах совершенствования внутреннего делового климата. Сюда входит работа по совершенствованию законодательства, создание независимой судебной системы и СМИ, отстаивающих интересы отечественного бизнеса. Дрейф в эту сторону поможет в конце концов создать силу, способную конкурировать с правящей партией за власть и, возможно, со временем станет прообразом будущей полноценной партии. Для этого нужно осознание здоровых экономических интересов, которые найдут воплощение в общественном и политическом представительстве.

Экономические предпосылки и отражающие их взгляды меняются медленно. Есть искушение ускорить такого рода процесс, но тогда существенно возрастают риски получения совсем иных результатов, чем в задумках. А в долгосрочной перспективе искусственное ускорение процесса создания партии и попытка отвоевать больше места на электоральном поле, чем естественно для взглядов этой партии, в реальности не имеет благоприятных перспектив.

Собственно, это хорошо видно на примере праволиберальных идей. Уже приличная история двух десятков лет, мощная медийная поддержка и самые современные политические технологии никак не могут поднять планку электоральной поддержки правых сил выше 5-15%. Пока население не поймет явных преимуществ, не увидит ясных перспектив, оно не будет симпатизировать выдвигаемым партией идеям. На непродолжительное время с помощью СМИ можно существенно изменить это положение. Используя СМИ, фейсбуки и твиттеры можно раскачать население, вывести на улицы наиболее внушаемую его часть. Опыт Северной Африки показывает, что можно даже на раскачанной волне протестных настроений вырвать власть. Однако, не имея базы и серьезных материальных предпосылок, дальше продвинуться будет сложно. Одна номенклатурная партия постепенно сменится другой, возможно худшей. Кроме того, протестный потенциал легко могут использовать различные деструктивные силы, в том числе и геополитические соперники нашей страны.

Помня о полученных в арабской весне результатах, полагаем, что все здоровые силы должны отодвигаться от протестных уличных выступлений и идти по пути создания полноценных парламентских партий и там отстаивать свои взгляды на изменение вектора развития страны. Здесь всем нужно набраться терпения – реальной полноценной многопартийности у нас еще долго не будет. Но ее нужно создавать, работать над этим, а иначе мы будем обречены либо скатываться в застой и далее – в диктатуру, либо на волне уличной нестабильности создавать условия для хаоса, который с помощью иностранных конкурентов вновь приведет к ослаблению или даже расчленению нашей страны.

Автор - начальник аналитического отдела ИК \"Церих кэпитал менеджмент\".