Сотрудничество с Японией помогло бы модернизировать российскую экономику


Последние несколько лет постоянно говорят о модернизации, инновациях и тому подобных преобразованиях. Но, говоря об этом, редко вспоминают о стране, с которой ассоциируется технический прогресс, - Японии. У многих есть порой негативный опыт общения с людьми, которые поначалу кажутся инопланетянами, но при более близком знакомстве оказываются вполне понятными, прагматичными людьми, ценящими исполнение данного слова и судящие по фактам.

Почему России интересно сотрудничать с Японией? Во-первых, Япония – единственная мировая держава, с которой России глобально нечего делить (Курильские острова, или, по-японски, Северные территории – вопрос сложный, но не жизненно важный для России). Так, Китаю, очевидно, некуда расти, и экспансия в той или иной форме – единственный выход; США традиционно борются за мировое господство и не хотят иметь конкурентов; с Великобританией тоже делить нечего, но она продолжает быть мировой державой скорее по инерции. Германия – как США на уровне Европы, пытается быть центром экономического господства (не говоря уже о двух мировых войнах, конфликтах в XVIII-XIX вв.).

Во-вторых, уровень технологического развития Японии крайне высок. Речь идет, прежде всего, о доведении какого-либо процесса до совершенства. В России много изобретений, но их внедрение оставляет желать лучшего. В-третьих, наличие свободной ликвидности и крайне низкие ставки финансирования. Всем известно, что уже на протяжении двух десятилетий ставка рефинансирования в Японии практически равна нулю.

В-четвертых, у Японии, как и у России, есть один общий непростой сосед – Китай. Отношения Японии и Китая прошлом были далеки от идиллических, и остаются непростыми сегодня. В-пятых, уровень развития экономических отношений между Россией и Японией невысок; в основном, японцы осуществляют сборку автомобилей на территории России. В-шестых, японцы, с моей точки зрения, ментально ближе россиянам, чем те же европейцы или американцы: во главу угла у них ставятся личные отношения.

Основная специфическая черта японского общества – его традиционность. Для успешного взаимодействия необходимо общаться, используя соответствующий штиль языка, правильным образом преподносить подарки и т.п. Японцы уделяют много внимания вещам, которые, с точки зрения европейцев, являются мелочью. Например, подарки не должны быть громоздкими, очень важна упаковка; японцы – эстеты. И эту специфику необходимо учитывать.

Но эстетика эстетикой, бизнес бизнесом. Помимо уже упоминавшейся сборки автомобилей (Toyota, Nissan, Mazda) реализуются такие совместные проекты, как татарстанский «Аммоний» в химической промышленности; также можно назвать производство шин для автомобилей компанией «Йокохама РУС», стекольную Asahi Glass Company, проекты «Сахалин – 1», «Сахалин – 2», Иркутскую нефтяную компанию в секторе природных ресурсов.

Но все эти проекты – капля в море. У японцев есть технологии и «длинные» деньги – комбинация уникальная в настоящее время. Не разумно этим не пользоваться, в частности, при реализации инфраструктурных проектов (строительство дорог), проектов в области энергетики, металлургии и т.п.

Я постарался изложить очевидные причины необходимости сближения России и Японии, как минимум, в экономической сфере. А политика, как писал Ленин, есть самое концентрированное выражение экономики.

Автор - главный исполнительный директор УК \"Флеминг Фэмили энд Партнерс\"\r\n.