Как открыть "окно" для инвестиций в акции второго эшелона?


Инвестирование в акции второго эшелона всегда было занятием более рискованным, более цикличным и даже творческим. Если голубые фишки позволяют сравнительно легко «прокатиться» на общем улучшении конъюнктуры рынка и обладают достаточной волатильностью для спекулятивных стратегий, то акции второго эшелона вынуждают инвестора более тщательно выбирать объекты для вложений, а главное - находить «окно» для инвестирования на этом рынке. Но что же остается делать инвестору, если среди крупнейших компаний доминирует «нефтянка», акции голубых фишек зависят от динамики зарубежных рынков, компании несут на себе бремя политических решений, да и дивиденды их непривлекательны?

Очевидно, ответ – в расширении инструментария и поиске свежих идей на «широком рынке».

В январе-феврале текущего года на мировых фондовых рынках произошла резкая смена настроений. Российские акции, обладая традиционно высоким коэффициентом «бета» по сравнению с их аналогами на развивающихся рынках (т.е. склонные к более значительным изменениям как при росте, так и при падении), показали один из лучших результатов по доходности в этот период. Этому способствовали улучшение настроений на европейском долговом рынке, где ЕЦБ активно скупал суверенные выпуски облигаций и поддерживал межбанковскую ликвидность «длинными» деньгами, улучшение макроэкономических показателей экономики США, дорогая нефть и переосмысление инвесторами политической ситуации в России.

Насколько еще хватит оптимизма инвесторам вкладывать в российские акции, и готовы ли они идти в менее ликвидные ценные бумаги? Иными словами, открылось ли то самое «окно» для рынка акций второго эшелона?

Текущую экономическую ситуацию вряд ли можно считать спокойной в условиях реструктуризации греческих облигаций, рецессии в Италии и Испании, кризиса доверия на европейском денежном рынке и замедляющейся экономики Китая. Сюда можно добавить и череду выборов в странах, политическая стабильность которых является критической для мирового инвестиционного сообщества. Отечественному фондовому рынку предстоит пережить парламентские выборы в Греции и выборы президента Франции в апреле, а также выборы президента США и парламентские выборы в Германии осенью. Каждое из этих политических событий может быть источником волатильности российских акций из-за возросшей в последнее время политической напряженности вокруг лидеров этих стран. Однако на другой чаше весов сейчас – дешевая ликвидность и уверенное восстановление американской экономики.

Можно сказать, что низкие процентные ставки и дешевая ликвидность сделали свое дело и сдвинули экономику США с мертвой точки. Проходящие сейчас в Европе, Великобритании и Японии аналогичные программы по выкупу активов и поддержанию ликвидности банковской системы практически гарантируют стабильный приток денег на фондовые и товарные рынки в среднесрочной перспективе. Инвесторы будут стремиться уберечь деньги от инфляции, вызванной ростом денежного предложения, в тех же товарных активах, и косвенным подтверждением этого является рост котировок золота в ответ на меры количественного смягчения в еврозоне (начиная с IV квартала 2011 г., наблюдается обратная зависимость между котировками золота и ставкой Euribor). Добавим к этому и политическую нестабильность в арабских странах, провоцирующую рост цен на нефть, и получим идеальный катализатор для российского фондового рынка.

Оптимизм, воцарившийся на российском рынке, в очередной раз привел к дисбалансу и смещению спроса в сторону наиболее ликвидных акций. При этом недооценка акций второго эшелона становится все более заметной. В условиях стабильного предложения ликвидности и перспектив нового количественного смягчения в США это может означать начало «сезона инвестиций» во второй эшелон. Однако переоценке должны подвергаться, в первую очередь, наиболее качественные компании и просто хороших финансовых результатов и перспектив развития бизнеса при низкой рыночной стоимости недостаточно для принятия решения об инвестировании в акции тех или иных эмитентов.

Инвестор в российские акции после кризисных 2008-2009 гг. стал более требовательным и внимательным к таким аспектам инвестиционной привлекательности, как уровень корпоративного управления и прозрачности компании, наличие у нее четкой стратегии развития, уникальность продукта, а также использование новых технологий в производственных и бизнес-процессах. Таким образом, процесс отбора акций теперь стал более взвешенным и осторожным.

Учитывая этот факт, постараемся найти те идеи, которые могут стать интересными уже в ближайшее время. Об этом я расскажу читателям Vedomosti.ru в следующей колонке.

Автор - управляющий активами ИК Rye, Man & Gor Securities.