Финансы
Бесплатный
Кэтрин Кох

Инвестиционные возможности и экономические проблемы в странах Next 11

В мире, где сегодня царит экономическая неопределенность, за ситуацией на развивающихся рынках пристально следят и инвесторы, и компании, ищущие возможности для роста. Категория «развивающиеся рынки» включает в себя широкий спектр стран. Различия между ними заключаются и в размерах экономики, и в рыночной капитализации, а также в географическом положении, стадиях развития политической системы и собственно экономики. Все это ставит перед инвесторами непростую задачу: необходимо правильным образом понять инвестиционные возможности, существующие на этих рынках. Одна из наиболее интересных концепций в этом контексте – так называемая группа стран Next 11 (N-11, или «следующие 11» стран). Во многих аспектах страны N-11, если мы будем рассматривать их в совокупности, олицетворяют собой те радикальные процессы перемен, через которые проходят страны с развивающимися рынками, а также те возможности, что существуют в этих странах для инвесторов.

Страны N-11 – это Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Корея, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Турция и Вьетнам. Эту концепцию вслед за идеей BRIC в 2005 г. разработал Джим О’Нил из нашего банка, Goldman Sachs. Он поставил перед собой задачу определить следующие 11 стран, которые могли бы оказать на мировую экономику влияние, подобное тому, что оказали Бразилия, Россия, Индия и Китай.

N-11 – весьма разнородная группа стран, но есть три объединяющие их ключевые темы. Все они получат существенные выгоды от роста экономики Китая; во всех странах N-11 экономика претерпевает существенные изменения благодаря инвестициям в инфраструктуру, и в каждой из них существует свой, мощный и растущий, потребительский рынок, что снижает их зависимость от развитых рынков.

По мере того как Китай движется вперед (его экономика уже является второй по размеру в мире), руководители КНР все более концентрируют внимание на сдерживании инфляции и обеспечении качественного роста ВВП. Многие страны N-11 напрямую получают выгоды от этих изменений в динамике развития КНР. Из-за роста реальной заработной платы в Китае и по мере того как он переориентирует свои производственные мощности на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, компании, занимающиеся производством в нижнем ценовом сегменте, ищут новые, менее затратные места для размещения производства экспортной продукции. Поэтому многие западные компании, желая сохранить конкурентоспособность, приходят в страны N-11. Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, Пакистан и Мексика – все они сейчас повышают свою долю экспорта продукции легкой промышленности в США и Евросоюз. Но для того чтобы этот тренд полностью реализовал свой потенциал, по нашему мнению, страны N-11 должны больше инвестировать в инфраструктуру.

Инфраструктура – критически важный фактор для динамики их роста. В странах с развитой экономикой мы принимаем как должное наличие таких вещей, как дорожная сеть, электроснабжение, телекоммуникации и водопровод, но в развивающихся экономиках улучшение этих базовых элементов инфраструктуры обеспечит рост производительности труда, поддержит экономический рост и повысит уровень общего благосостояния населения. Если в стране нет дорог хорошего качества с твердым покрытием, компаниям сложно будет осуществлять дистрибуцию своей продукции, а кроме того, снизится мобильность рабочей силы. Без доступного подключения к магистральным электросетям экономика столкнется с трудностями при необходимости наращивать промышленное производство. Без снабжения чистой водой и системы канализации благосостояние (и здоровье) населения не могут существенно улучшиться, и у такой страны неизбежно сохранится разрыв в уровне благосостояния с развитыми странами. Удовлетворение этих базовых потребностей населения способно также создать новые возможности для инвесторов.

Опережающий экономический рост в странах N-11 будет обусловлен сокращением «инфраструктурной пропасти» между развивающимися и развитыми экономиками. В следующие 20 лет, по нашим оценкам, страны N-11 построят почти 1 млн км новых дорог с твердым покрытием, что практически удвоит дорожную сеть. Правительства нескольких из этих стран сейчас предпринимают действия для стимулирования генерации электроэнергии и улучшения водоснабжения. Так называемая мягкая инфраструктура тоже вносит революционные изменения в деловую среду. Мобильная связь используется не только для голосового общения, но и для финансовых транзакций. Например, фермеры в сельской местности могут использовать свои мобильные телефоны для выхода на новые привлекательные для них рынки, связываясь напрямую с покупателями своей продукции в крупных городах. Некоторые абоненты используют свои мобильные телефоны для осуществления денежных переводов на дальние расстояния, а также для оплаты товаров и услуг, при том что у них нет ни банковского счета, ни пластиковых карт, ни компьютера. Эта возможность очень важна в таких странах, как Нигерия, где только у 21% взрослого населения имеется активный банковский счет. По данным Всемирного банка за 2009 г., в Нигерии более 70 млн абонентов сотовой связи, а всего 10 лет назад эта цифра была практически равна нулю. В странах N-11, по нашему мнению, к 2030 г. будет более 1 млрд пользователей мобильной связи – и это выдающийся показатель по любым меркам.

Эти улучшения инфраструктуры в сочетании с растущим уровнем благосостояния будут обеспечивать рост спроса на потребительские товары, такие как автомобили и мобильные телефоны. Одним из общих критериев (и основной причиной) включения стран в список N-11 было как раз то, что они представляют собой следующую группу стран с высокой численностью населения после стран BRIC. Во многих странах N-11 благоприятная демографическая ситуация: там относительно молодое население и растущая численность среднего класса и группы с высокими доходами, а это создает потенциал развития мощной потребительской базы. Мы ожидаем, что совокупное потребление в странах BRIC и N-11 к концу этого десятилетия сравняется с совокупным объемом потребления США. По данным ООН, на страны N-11 уже приходится 19% мирового населения, а рост их внутреннего потребления создает потенциал для инвестиций в секторах потребительских товаров первой необходимости, а также второстепенных потребительских товаров.

Мы полагаем, что в 2012 г. и в течение еще многих лет инвесторам стоит уделять пристальное внимание вопросам развития стран N-11. Несомненно, на пути этих стран стоит много проблем, ключевая из которых – потребность в улучшении их инфраструктуры; но с фундаментальной точки зрения рост экономической мощи этих стран обусловлен высокой численностью их населения, которое получает постоянно растущие выгоды благодаря использованию возможностей, предоставляемых мировой экономикой. Избирательные инвестиции в публичные компании стран N-11, получающие выгоду от роста внутреннего потребления и инфраструктурных инвестиций, могут стать особенно интересны для инвесторов, которые находятся в поиске возможностей по диверсификации портфелей и роста на развивающихся рынках.

Автор - старший стратег по портфельным инвестициям Goldman Sachs Asset Management.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать