Сырьевой сектор заплатит за предвыборные обещания


Это единственный сырьевой сектор, который почти не платит сырьевых налогов. Государство могло бы получить с него порядка $10 млрд дополнительных налогов. Под угрозой, в первую очередь, такие компании как «Уралкалий», «Норильский никель».

Кампания по выборам президента завершилась, и уже можно сделать первые выводы. Если политические риски после выборов снизились, то экономические, наоборот, возросли. Из тех рисков, что возникли в предвыборный период, пока материализовался один – популистский крен в политике правительства. В ответ на протесты «рассерженных горожан» правительство постаралось консолидировать свой традиционный электорат, предложив увеличить социальные и военные расходы. Объем дополнительных социальных расходов оценивается в 1,5% ВВП, столько же может стоить увеличение расходов на оборону.

Главный вопрос в том, каким образом эти расходы будут финансироваться. Сам факт, что такой вопрос возникает в условиях, когда цена на нефть превышает $120, выглядит, безусловно, тревожно. Если бюджет текущего года балансируется примерно при $117 за баррель, то с дополнительными расходами эта цифра приблизится к $150. Учитывая низкий уровень госдолга, остатки резервных фондов и потенциальные доходы от приватизации, правительство могло бы финансировать бюджетный дефицит на протяжении нескольких лет. Однако такая политика была бы очень рискованной и поставила бюджет в зависимость уже не только от сырьевых, но и от финансовых рынков. Поэтому в последнее время правительство стало активно обсуждать увеличение налогов. Ниже мы рассмотрим основные области, где возможно повышение налогов.

Газовый сектор

Минэкономразвития уже выдвинуло предложение забирать через налоги 80—100% дополнительных доходов от повышения внутрироссийских тарифов на газ. Это может принести $6 млрд в первый год после введения такого налога и $21 млрд – на третий год. Пока это предложение обсуждается, и детали не ясны, но мы полагаем, что это затронет не только «Газпром», но и «Новатэк». Увеличение тарифов уже давно заложено в цену газовых компаний, а вот новые налоги – нет, так что если это предложение пройдет, то станет серьезным ударом по привлекательности этих бумаг.

Нефтяной сектор

Добыча и экспорт нефти уже облагаются весьма высокими налогами, и повысить их вряд ли возможно. В то же время производство нефтепродуктов облагается меньшими налогами, чтобы стимулировать переработку. Недавно Минэкономразвития выдвинуло предложение увеличить пошлину на темные нефтепродукты с 66% до 90% от уровня сырой нефти. Принятие этого предложения отразится, в первую очередь на таких компаниях, как «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Лукойл».

Горнометаллургический сектор

Налог на роскошь

Этот налог широко обсуждался и наверняка будет поддержан большинством населения. Однако его будет сложно администрировать, а сумма налога слишком незначительна, чтобы оказать влияние на состояние бюджета.

Социальные страховые взносы

Государство уже пыталось повысить ставку страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г., однако было вынуждено отступить под давлением бизнеса и снизить ставку до 30%. Хотя министерства обсуждают возврат к 34%-ной ставке, маловероятно, что такое предложение пройдет.

Таким образом, из всех возможных вариантов финансирования предвыборных обещаний правительство, похоже, обратится к проверенному временем источнику доходов – сырьевому сектору. В этих условиях мы советуем переходить из акций сырьевых компаний в акции компаний внутреннего рынка – банки, компании телекоммуникационного, потребительского, транспортного секторов. Деньги, потраченные правительством на выполнение предвыборных обещаний, будут в первую очередь направлены именно на потребление.

Автор - стратег Citigroup в России и СНГ.