Вэнь Цзябао: нужно разрушить «монополию» госбанков

Пекин инициирует либерализацию финансового сектора: премьер Вэнь хочет реформировать банки, а регуляторы почти втрое увеличили сумму, которую иностранные инвесторы могут вкладывать на рынке капитала Китая
Вэнь Цзябао хочет лишить госбанки легкой прибыли и усилить частных игроков/ Н. YOUNG/ EPA/ИТАР-ТАСС

Крупнейшие государственные банки Китая представляют собой монополию, которую нужно разрушить, считает председатель правительства Вэнь Цзябао. Жестко контролируемая государством банковская система должна измениться, заявил вчера вечером Вэнь, выступая по Китайскому национальному радио. «Буду говорить откровенно. Наши банки слишком легко получают прибыль. Почему? Потому что небольшое число крупных банков имеют монополию. Чтобы разбить ее, мы должны допустить приток иностранного капитала в финансовый сектор», – сказал он.

Призыв Вэня к реформированию банковского сектора – часть более масштабной повестки дня относительно реформы модели развития экономики. После того как она в течение долгого времени росла двузначными темпами, в 2011 г. рост ВВП замедлился до 9,2% (в 2010 г. был 10,4%). В этом году рост составит 7,5%, заявил Вэнь в начале марта.

Призыв Вэня, который осенью этого года оставит свой пост (к руководству страной придет пятое поколение руководителей), прозвучал одновременно с либерализацией доступа иностранных инвесторов на рынок капитала Китая. Она должна не только привлечь зарубежные средства, но и ослабить жесткий контроль за движением капитала и стимулировать интернационализацию юаня. Когда в 1996 г. Китай сделал юань конвертируемым по счету текущих операций, он планировал через 10 лет либерализовать и счет движения капитала. Однако это не было сделано, из-за чего, с одной стороны, Пекин мог управлять курсом юаня и защищать свою финансовую систему от внешних шоков, а с другой - это привело к накоплению гигантских валютных резервов и формированию финансовых дисбалансов.

Фонды, имеющие статус квалифицированного иностранного институционального инвестора, смогут вкладывать в рынки капитала материкового Китая в общей сложности $80 млрд, сообщила Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг. До сих пор лимит составлял $30 млрд. Кроме того, увеличена совокупная сумма, которую иностранные инвесторы могут привлекать в Гонконге для инвестиций на материке – с 20 млрд юаней ($3,2 млрд) до 70 млрд юаней ($11,2 млрд). Эти меры должны позволить иностранным инвесторам играть более важную роль, в частности, на фондовом рынке Китая, который в прошлом году показал один из худших результатов в мире (снижение индекса Shanghai Composite составило 22,7% против 18,2% у ММВБ и 18,9% у бразильского Bovespa).

Отток капитала из Китая и замедлившийся рост прямых иностранных инвестиций, по всей видимости, серьезно обеспокоили правительство, поэтому оно облегчает работу иностранным инвесторам, полагает специалист по китайской экономической политике Дерек Сиззорс из вашингтонского аналитического центра Heritage Foundation.

Что касается госбанков, то четверка крупнейших – Industrial & Commercial Bank of China, Bank of China, Agricultural Bank of China и China Construction Bank, несмотря на замедление экономического роста, получила в 2011 г. рекордную совокупную прибыль – 632,21 млрд юаней ($99 млрд). На долю этих финансовых институтов и таких крупных госбанков, как Bank of Communications, China Development Bank и Postal Savings Bank, приходится более 55% кредитов, выданных китайской банковской системой.

Чтобы реформировать экономику, необходимо стимулировать приход частных компаний в сектор финансовых услуг, сказал на этой неделе в интервью китайскому Boao Forum Фан Син-хай, генеральный директор муниципального офиса финансовых услуг Шанхая и бывший экономист Всемирного банка. В течение десятилетий экономический рост Китая в значительной степени финансировался за счет сбережений китайцев, большой объем которых позволял госбанкам выдавать дешевые кредиты – в основном государственным же компаниям. Это привело к формированию дисбалансов: частные компании, особенно малые и средние, страдают от нехватки кредитов, а высокие темпы роста капиталовложений (особенно в промышленности и строительстве) наблюдаются одновременно с подавлением потребительской активности. Многие экономисты настаивают, что Пекину необходимо обеспечить переток денег к потребителям и помочь сектору услуг, в котором в основном работают частные предприятия. Критики также указывают, что банки «большой четверки» чрезмерно выросли и не оптимизируют и не развивают свою деятельность: они привыкли жить на фактически гарантированный спрэд между ставками по депозитам и кредитам, составляющий сейчас около 3 процентных пунктов. Для сравнения: в США этот спрэд сейчас равен около 3,5 п. п., и он не гарантирован.

Вопрос в том, приведут ли высказывания Вэня и намерения других реформаторов к конкретным решениям. До сих пор реформы неоднократно сдерживались желанием политиков сохранить контроль над экономикой и противодействием тех же госбанков. «Китайское правительство говорило похожие вещи очень много раз, но мы пока не увидели решительных и конкретных действий», – сказал The Wall Street Journal Виктор Схих, профессор Northwestern University.

В России наблюдается похожая ситуация с концентрацией банковских активов. На первые пять банков, в которых государство напрямую или опосредованно владеет контрольным пакетом акций, в 2011 г. пришлось около 60% всего прироста активов, подсчитала Ассоциация российских банков (АРБ). К 1 января 2012 г., по данным ЦБ, на эти банки приходилось 50% активов, а на 1 марта – уже 50,5%. У средних и малых банков нет такого доступа к ресурсам, как у крупных банков, особенно с участием государства в уставном капитале, констатируют в АРБ, из-за чего они вынуждены поддерживать высокую достаточность капитала и снижают кредитную активность.