Трейдер JPMorgan открыл подозрительно большое число позиций на рынке свопов

Рынок обнаружил, что трейдер JPMorgan открыл большие позиции на рынке CDS. Хедж-фонды недовольны, что трейдер вызывает колебания индекса, и торопятся сыграть против него, аналитики недоумевают – мало кто знал, что JPMorgan активно торгует на собственные средства

Хедж-фонды и другие крупные инвесторы в последние несколько недель отмечают необычные колебания на рынке свопов кредит-дефолт (CDS). На рынке говорили, что эти колебания вызывает «лондонский кит» – трейдер, открывший огромные позиции на рынке деривативов. Этот человек – Бруно Мишель Иксил, работающий в JPMorgan, говорят люди, знакомые с этим вопросом.

Иксил специализируется на индексах на кредитные деривативы – рынке, который в последние годы стал основной площадкой для инвесторов, играющих на вероятность дефолта компании. Его объем – $10 трлн (оценка Bloomberg). Инвесторы жалуются, что сделки Иксила искажают цены на рынке деривативов, что затрагивает держателей бондов, хеджирующих риски. Но это не мешает хедж-фондам играть против Иксила. Трейдер Bank of America Merrill Lynch Кави Гупта написал инвесторам, что хедж-фонды увеличивают ставки против «большого и длинного» инвестора, играющего на повышение. «Быстрые деньги почувствовали запах крови», – констатирует он.

Иксил работает в JPMorgan с 2007 г. Он живет во Франции, по понедельникам приезжает на работу в Лондон, в пятницу часто работает из дома. Иногда Иксил приходит в офис в черных джинсах, галстук надевает редко, рассказывает человек, работавший с ним. Он работает с двумя младшими трейдерами и специализируется на комплексных сделках на кредитных рынках. Иксил сам разрабатывает инвестиционные идеи, затем получает одобрение для них от старших менеджеров банка.

В последние годы Иксил зарабатывал инвестподразделению JPMorgan в среднем $100 млн в год. Это подразделение (Chief Investment Office, CIO) «фокусируется на управлении долгосрочными структурными активами и обязательствами JPMorgan и не фокусируется на краткосрочной прибыли, сообщил банк WSJ, CIO хеджирует структурные риски и инвестирует, чтобы лучше уравновесить активы и обязательства банка». В 2011 г. совместный доход CIO, казначейства и подразделения прямых инвестиций составил $4,14 млрд (данные Bloomberg). В декабре 2011 г. в портфеле CIO и казначейства было $355,6 млрд финансовых инструментов, на 14% больше, чем годом ранее. Директор по инвестициям JPMorgan Айна Дру (возглавляет CIO) в 2011 г. была среди самых высокооплачиваемых сотрудников банка – ее вознаграждение составило $14 млн.

В прошлом Иксил часто играл на понижение рынка и даже критиковал коллег за слишком оптимистичный взгляд. Некоторых своих лучших результатов он добился именно на падении рынка. Но в последнее время он стал продавать страховку на индекс CDX IG 9, в который входят 125 компаний. Его последние операции и повлияли на индекс, говорят трейдеры. Хедж-фонды делают ставку на то, что стоимость страховки будет расти. Сейчас купить страховку на инструменты, привязанные к индексу, дешевле, чем захеджировать риски по конкретным компаниям, входящим в индекс. Если Иксил будет сокращать позиции, это принесет хедж-фондам прибыль, а банку – убытки.

Объем открытых позиций по этому индексу – около $150 млрд. Тогда как лимит CIO, говорят участники рынка, – примерно $100 млн.

JPMorgan проводил тесты, которые показали, что позиции Иксила, вероятнее всего, принесут прибыль при любом экономическом спаде или падении рынка. Частично сделки Иксила захеджированы, рассказывают люди, знакомые с этим вопросом. О том, что банк или трейдер нарушают действующие правила, речи не идет.

Некоторые аналитики, покрывающие JPMorgan, говорят, что не знали о том, что JPMorgan торгует на собственные средства. JPMorgan на это возражает, что результаты CIO «раскрываются в квартальной отчетности и полностью прозрачны для регуляторов».