Как молодым инновационным компаниям найти инвесторов


Одной из основных проблем развития современной экономики России, несмотря на ее богатство природными ресурсами, является отсутствие доступа к капиталу для небольших компаний. Но именно молодые высокотехнологичные компании могут стать фундаментом обновленной экономики нашей страны.

Эту проблему можно разделить на две составляющие: инвесторы всегда жалуются на отсутствие интересных объектов вложения, а предприниматели ропщут на отсутствие денег. И обе стороны по-своему правы.

Действительно, в нашей стране есть серьезный потенциал, который уходит корнями в фундамент военно-промышленного комплекса советской империи. Но этот потенциал почти всегда сопровождается очень слабой «упаковкой» проектов и компаний и неумением общаться с требовательным инвестиционным сообществом.

С другой стороны, инвесторская база компаний, находящихся на ранних стадиях развития, в России только зарождается и процесс этот крайне мучительный. Есть определенный задел в виде частного венчурного капитала, который представлен единичными фондами полузападного или западного происхождения, есть зачатки бизнес-ангельского сообщества. Однако пока это незначительный ресурс по сравнению с потребностями страны, если мы хотим действительно хоть как-то опереться на высокие технологии.

Причины такого положения дел вполне объективны: венчурный капитал в нашей стране создается практически с нуля, и это сложный и высокоинтеллектуальный инвестиционный ресурс, который не может появиться в одночасье. При этом существует проблема конкуренции с государственными деньгами. Да, государство было вынуждено пойти на восполнение дефицита венчурного финансирования за счет создания индустрии институтов развития – «Роснано», РВК, «Сколково» и др. И это, на мой взгляд, стало единственно правильным в сложившихся условиях решением, поскольку ждать десятки лет, пока венчурная отрасль вырастет естественным рыночным путем, нельзя.

Конечно, этап государственного бомбометания «по площадям» неизбежен и необходим, он создает основу для последующего прихода на уже подготовленную почву более умных и избирательных частных денег. Важно, чтобы период этого замещения не затянулся.

В мировой практике налаживать связи между инвесторами и предпринимателями стали такие платформы, как Sharespost, Secondmarket, ASSOB, которые позволяют совершать сделки с акциями непубличных компаний, - гибкие и высокотехнологичные системы, облегчающие обеим сторонам поиск друг друга. Это веяние последнего времени, роль и масштаб которого в мировом финансовом рынке увеличиваются.

В нашей стране одним из первых шагов создания необходимой инфраструктуры привлечения капитала для молодых инновационных компаний стало создание рынка инноваций и инвестиций (РИИ) ММВБ-РТС. Однако биржевой публичный рынок никогда не станет доступен для огромной массы молодых компаний, стоящих на ранних стадиях инвестиционного цикла.

Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие молодых компаний с потенциальными инвесторами и их подготовку к выходу на публичный рынок, с 16 апреля 2012 г. начинает работу в полномасштабном режиме информационно-торговая система IPOboard. Ее основное отличие от многочисленных интернет-проектов в том, что здесь реализована не только система экспертизы проектов, но и онлайновая система раскрытия информации и система отслеживания жизненного цикла проектов и компаний. Также в IPOboard заложена возможность совершения сделок в различных режимах и проведения расчетов с использованием расчетной инфраструктуры ММВБ-РТС, Как и любая биржа или торговая система, IPOboard – это баланс спроса и предложения. Потенциальные инвесторы регистрируются на сайте IPOboard. Сейчас их 450, включая все основные фонды российского базирования. На стороне предложения – компании (сейчас их 18), которые проходят процедуру допуска к трем уровням: начальный (минимальные требования), базовый и пре-IPO. Соответственно, есть несколько режимов взаимодействия с инвесторами: на первом уровне – информационно-просмотровый, на втором – заключение переговорных сделок и, наконец, режим аукциона.

Селекция компаний и система экспертизы (в том числе на базе партнерских отношений с институтами развития – Фондом «Сколково», РВК, «Роснано»), а также институт аккредитованных посредников – «бордпроводников» позволяют формировать пул инвестиционно-привлекательных компаний. Чтобы стать участником IPOboard на начальном уровне, компания должна удовлетворять базовым критериям: принадлежность к инновационным отраслям, а также наличие юридического лица и краткой презентации. На следующем, основном, уровне компания должна иметь организационно-правовую форму ООО, ЗАО или ОАО, капитализацию от $1 млн и инвестиционную презентацию. На уровне Pre-IPO компании-участники должны иметь форму собственности ЗАО или ОАО, капитализацию от $5 млн, инвестиционный меморандум и заключение об оценке, а также соответствовать стандартам раскрытия информации. Так начинающие эмитенты получат свой первый опыт в области раскрытия информации, продвижения и представления своей компании инвестиционному сообществу.

Что получаем в сухом остатке? IPOboard позволяет качественно расширить круг инвесторов, и даже не только суперпрофессиональные венчурные капиталисты, но и состоятельные частники могут получить доступ к интересным и перспективным объектам инвестиций. К тем самым альтернативным активам, которые не зависят от сырьевой конъюнктуры. Понятно, что данный вид активов рисковый и должен составлять положенные 5-10% от размера портфеля. Аналогично и институциональные инвесторы, включая пенсионные фонды, в определенных лимитах в перспективе могут и должны инвестировать в альтернативные активы, как это происходит во многих развитых странах.

Автор - исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций ММВБ-РТС\r\n.