Жесткая формула тарифов естественных монополий неинтересна правительству

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Во второй половине года нас всех ждет «отложенная инфляция», как это дипломатично называет Минэкономразвития. А вообще – это повышение тарифов естественных монополий, отложенное на полгода в связи с президентскими выборами. Хотя, как показал опыт первого полугодия, никто от сохранения тарифов без изменения не умер, не остановился, и, в общем и целом, даже показатели экономического роста (пока, конечно, по предварительным данным за I квартал) оказались выше, чем за I квартал 2011 г.: в январе-феврале 2012 г. Росстат и МЭР зафиксировали рост в годовом исчислении на 4,3%, тогда как по 2012 г. в целом ожидается не более 3,4%.

Не будем спекулировать на тему того, что все это произошло исключительно из-за тарифов. Все-таки и нефть дорого стоит, и МЭР довольно часто в прогнозах ошибается, но факт остается фактом: когда тарифы не растут, то и больному (то есть экономическим агентам) легче. Вопрос, как обычно, в нахождении золотой середины.

РЖД ее, похоже, уже нашла. Сужу об этом по тому, что Владимир Якунин заявил на прошлой неделе: хорошо бы тарифы поднять в 2013 г. на 10%, а потом уже с 2014 г. пусть себе растут вместе с инфляцией.

Для справки: правительство утвердило повышение с 1 июля тарифов РЖД на 6%, что, в среднем по году, составит, по сути, 3%. Мотивация РЖД понятна: денег много не бывает, но в данном случае я, опять же, не бы стал все сводить к жадности монополии, хотя и данный фактор имеет тут место.

Ключевым для меня моментом в заявлении РЖД является именно 2013 г. и привязка к инфляции. Надо сказать, что спор о тарифах представлял собой до недавнего времени, с позволения сказать, "междусобойчик" между РЖД и МЭР. Потребители просто воспринимали его результаты как данность, а инвесторы прислушивались к шуму, брани и грохоту, которые периодически долетали в кулуары из-за плотно закрытых дверей правительственных кабинетов, но, в целом, тоже особо не переживали: РЖД имела небольшой долг и исправно его платила.

Но теперь, когда РЖД наращивает объемы внешнего финансирования и, не исключено, в среднесрочной перспективе проведет IPO, вопрос о тарифах становится все более важен для инвесторов.

Яркий пример тому – ФСК, акции которой, на мой взгляд, остаются наиболее недооцененными на рынке. Это происходит, не в последнюю очередь, благодаря ежегодной истории с тарифами: поднимет ли правительство тариф, или не поднимет, что будет на следующий год и т.д.? Кроме того, для инфраструктурных компаний, которые реализуют производственные проекты сроком в 10-15-20 лет, необходимо иметь твердое понимание того, какими будут тарифы.

В этом смысле предложения РЖД надо признать логичными и стратегически обоснованными. Компания планирует размещать большие объемы облигаций, привязанных к инфляции, и в этой связи вполне резонно постараться и тарифы жестко увязать с инфляцией, чтобы у инвесторов была полная ясность в отношении перспектив обслуживания долга.

Правда, решение, предлагаемое РЖД, будет принять довольно сложно. По следующим причинам. Во-первых, МЭР за счет сдерживания роста тарифов на перевозки в последние годы систематически выправлял общие показатели по инфляции и, похоже, не собирается от этого отказываться. Именно данным фактом и объясняются напряженные отношения ведомства Эльвиры Набиуллиной и РЖД. Если принять предложение РЖД, станет невозможно обеспечить более высокий рост тарифов для «Газпрома», ФСК и других монополий.

Во-вторых, возникает далеко не праздный вопрос – если установить жесткую формулу расчета тарифа, то чем тогда управлять правительству? Тут столько народу участвовало, событий полная горсть: заседания, совещания, коллегии. В конец концов (если повезет) – награды и поощрения. А так что получается: бумагу выпустил – и всё? Несерьезно как-то. Поэтому предвижу, что инициатива РЖД будет воспринята правительством весьма прохладно.

Автор - содиректор аналитического отдела \"Инвесткафе\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more