Жесткая формула тарифов естественных монополий неинтересна правительству


Во второй половине года нас всех ждет «отложенная инфляция», как это дипломатично называет Минэкономразвития. А вообще – это повышение тарифов естественных монополий, отложенное на полгода в связи с президентскими выборами. Хотя, как показал опыт первого полугодия, никто от сохранения тарифов без изменения не умер, не остановился, и, в общем и целом, даже показатели экономического роста (пока, конечно, по предварительным данным за I квартал) оказались выше, чем за I квартал 2011 г.: в январе-феврале 2012 г. Росстат и МЭР зафиксировали рост в годовом исчислении на 4,3%, тогда как по 2012 г. в целом ожидается не более 3,4%.

Не будем спекулировать на тему того, что все это произошло исключительно из-за тарифов. Все-таки и нефть дорого стоит, и МЭР довольно часто в прогнозах ошибается, но факт остается фактом: когда тарифы не растут, то и больному (то есть экономическим агентам) легче. Вопрос, как обычно, в нахождении золотой середины.

РЖД ее, похоже, уже нашла. Сужу об этом по тому, что Владимир Якунин заявил на прошлой неделе: хорошо бы тарифы поднять в 2013 г. на 10%, а потом уже с 2014 г. пусть себе растут вместе с инфляцией.

Для справки: правительство утвердило повышение с 1 июля тарифов РЖД на 6%, что, в среднем по году, составит, по сути, 3%. Мотивация РЖД понятна: денег много не бывает, но в данном случае я, опять же, не бы стал все сводить к жадности монополии, хотя и данный фактор имеет тут место.

Ключевым для меня моментом в заявлении РЖД является именно 2013 г. и привязка к инфляции. Надо сказать, что спор о тарифах представлял собой до недавнего времени, с позволения сказать, "междусобойчик" между РЖД и МЭР. Потребители просто воспринимали его результаты как данность, а инвесторы прислушивались к шуму, брани и грохоту, которые периодически долетали в кулуары из-за плотно закрытых дверей правительственных кабинетов, но, в целом, тоже особо не переживали: РЖД имела небольшой долг и исправно его платила.

Но теперь, когда РЖД наращивает объемы внешнего финансирования и, не исключено, в среднесрочной перспективе проведет IPO, вопрос о тарифах становится все более важен для инвесторов.

Яркий пример тому – ФСК, акции которой, на мой взгляд, остаются наиболее недооцененными на рынке. Это происходит, не в последнюю очередь, благодаря ежегодной истории с тарифами: поднимет ли правительство тариф, или не поднимет, что будет на следующий год и т.д.? Кроме того, для инфраструктурных компаний, которые реализуют производственные проекты сроком в 10-15-20 лет, необходимо иметь твердое понимание того, какими будут тарифы.

В этом смысле предложения РЖД надо признать логичными и стратегически обоснованными. Компания планирует размещать большие объемы облигаций, привязанных к инфляции, и в этой связи вполне резонно постараться и тарифы жестко увязать с инфляцией, чтобы у инвесторов была полная ясность в отношении перспектив обслуживания долга.

Правда, решение, предлагаемое РЖД, будет принять довольно сложно. По следующим причинам. Во-первых, МЭР за счет сдерживания роста тарифов на перевозки в последние годы систематически выправлял общие показатели по инфляции и, похоже, не собирается от этого отказываться. Именно данным фактом и объясняются напряженные отношения ведомства Эльвиры Набиуллиной и РЖД. Если принять предложение РЖД, станет невозможно обеспечить более высокий рост тарифов для «Газпрома», ФСК и других монополий.

Во-вторых, возникает далеко не праздный вопрос – если установить жесткую формулу расчета тарифа, то чем тогда управлять правительству? Тут столько народу участвовало, событий полная горсть: заседания, совещания, коллегии. В конец концов (если повезет) – награды и поощрения. А так что получается: бумагу выпустил – и всё? Несерьезно как-то. Поэтому предвижу, что инициатива РЖД будет воспринята правительством весьма прохладно.

Автор - содиректор аналитического отдела \"Инвесткафе\".