Бизнесу пришлось экономить на инвестициях

Повышенные в 2011 г. страховые взносы предприятия платили за счет сокращения прибыли и инвестиций, выяснил Институт Гайдара. Более половины переложили издержки на потребителя, повысив цены
М.Стулов/ Ведомости

В качестве основного способа компенсации роста нагрузки из-за повышения страховых взносов две трети предприятий выбрали сокращение прибыли, каждое пятое – снижение инвестиций. Опросы показали, что оценки Минфина и Минэкономразвития о негативном влиянии роста взносов неполны, говорит Сергей Цухло из Лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара.

Институт провел три опроса о реакции предприятий на рост ставки взносов (около 1000 предприятий – лидеров отраслей преимущественно обрабатывающего сектора) – в середине 2010-го, середине 2011-го и начале 2012 гг. Изначально предприятия планировали распределить издержки примерно поровну между собой и потребителями: порядка 60% обещали повысить цены и столько же – рассчитаться с государством за счет прибыли. По факту прибыль стала источником уплаты взносов для 69% предприятий, рассказал Цухло. На повышение цен решились 56%, говорит он: «В условиях снижения спроса это оказалось не лучшим выбором». Наиболее распространенным этот способ был у госкомпаний: к середине года о повышении цен сообщили 80% из них.

О сокращении инвестиций в середине года сообщили 30% компаний, по факту к этой мере прибегли 20%, говорит Цухло. Но не из-за того, что рост нагрузки не повлиял на инвестпланы: просто второе полугодие, усилившее неопределенность, привело к коррекции инвестиционных планов – предприятия передумали инвестировать, рост взносов оказался дополнительным фактором.

Каждое седьмое предприятие отреагировало на рост нагрузки сокращением числа работников. Изначально планы были решительнее – увольнения планировало 29% опрошенных. «Ощущения нехватки кадров у предприятий устойчивые, видимо, они опасались, что уволить-то можно – а где потом найти?» – рассуждает Цухло. Увод зарплат из-под налогообложения среди крупных промышленных предприятий оказался не самой популярной мерой, выяснил Цухло: о таком решении сообщили лишь 4% опрошенных. Для крупных заводов и фабрик, зачастую являющихся основными донорами для бюджетов разных уровней, переход на серые схемы действительно проблематичен, рассуждает Цухло.

Сборы налога на прибыль все еще ниже докризисного уровня даже в номинале (см. врез). Рост прибыли предприятий в реальном выражении составил менее 2%, посчитала Елена Балашова из Центра развития ВШЭ: в несколько раз меньше, чем в 2010 г., но тогда было восстановление после спада. До кризиса реальный рост прибыли по крупным и средним организациям достигал 5–7%, говорит Балашова. Наиболее болезненным рост взносов был для малого бизнеса, полагает она.

Динамика инвестиций 2011 г. подтверждает выводы Института Гайдара. Рост инвестиций по крупным и средним предприятиям, по данным Росстата, составил 10,4%, а с учетом малого бизнеса – 8,3%. Вклад торговли и строительства (крупнейший потребитель промышленности) также был отрицателен. Две трети прироста инвестиций по крупным и средним предприятиям обеспечили добывающий сектор, нефтепереработка и трубопроводный транспорт. А из итогового роста (на 8,3%) 90% – 7,1 п. п. – ТЭК и транспорт, посчитали в Институте проблем естественных монополий.

Комментируя итоги повышения ставок, министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщала о росте серых схем. Сейчас министерство продолжает настаивать на снижении установленной на 2012–2013 гг. дополнительной ставки в 10% для зарплат, превышающих облагаемый взносами порог (ставка «с хвоста» призвана частично компенсировать Пенсионному фонду снижение основной ставки взносов с 26 до 22%): она демотивирует работодателей, сдерживает развитие высокотехнологичных отраслей и тормозит модернизацию промышленности, говорится в материалах ведомства. По оценкам Минфина, рост ставок привел к падению собираемости НДФЛ (с 3,4% ВВП в 2010 г. до 3,1%) и недобору страховых взносов в 0,7% ВВП (разница между фактическим сбором и потенциалом). Выполнить план сбора взносов Пенсионному фонду помогла заниженная база сбора – за ориентир был взят показатель 2010 г., когда накануне грядущего повышения ставок доля скрытой зарплаты в ВВП достигла 14,5% против 12,3% в среднем за 2003–2008 гг. Доля легального зарплатного фонда в ВВП за 2011 г. упала на 2 п. п. до 24%.