Акционеры Barclays и Credit Suisse взбунтовались против директоров

Около трети инвесторов выступили против вознаграждения руководителям банков; на собрании Barclays протестующие устроили красочную демонстрацию
Протестующие около офиса Barclays призвали "остановить банкиров", играющих на сырьевых рынках и задирающих цены на продовольствие./ S.Dawson/ Bloomberg

Около трети акционеров Barclays и Credit Suisse отказались утвердить размеры компенсационных выплат директорам на годовых собраниях. Это лишний раз свидетельствует о том, что многочисленные миноритарии крупнейших банков набирают силу: еще недавно никто не возражал против гигантских бонусов руководству, опасаясь “утечки мозгов”.

Около 26,9% акционеров Barclays проголосовали против предложенных банком вознаграждений, еще 4,6% воздержались. Таким образом, число недовольных составило 31,5% от общего количества собравшихся.

Следующим ударом стал отказ 22,6% держателей акций утвердить в должности Элисон Карнворт, ответственную за расчет компенсационных пакетов. Выступления Карнворт и председателя совета директоров Маркуса Эйджиуса (из династии Ротшильдов) зал прерывал выкриками и каверзными вопросами.

Эйджиус извинился перед собравшимися за то, что руководство «недостаточно сделало» для того, чтобы «донести» до акционеров причины, по которым директора получают столь высокие вознаграждения. В частности, оно не объяснило, почему банк частично выплатит за гендиректора Barclays Боба Даймонда налоги в размере 5,75 млн фунтов стерлингов ($9,35 млн): сообщение об этом было стыдливо запрятано в примечания к годовому отчету. Из зала ему ответили, что возражения вызывает не манера подачи информации, а сам размер компенсационного пакета.

Вслед за Эйджиусом слово взяла Карнворт, объявившая, что «баланс вознаграждений между акционерами и сотрудниками банка должен измениться в пользу акционеров». Ее слова зал встретил бурными аплодисментами, хотя конкретных сроков упомянуто не было, пишет корреспондент FT.

Боб Даймонд был переизбран практически единогласно (99,1%): в апреле он вместе с финансовым директором Barclays Крисом Лукасом обещал вернуть половину полученных в 2011 г. бонусов, если в ближайшие три года им не удастся повысить доходность капитала до целевого уровня (в минувшем году Даймонд заработал 6,3 млн фунтов стерлингов, или $10,1 млн). Заявление прозвучало в ответ на возмущение инвесторов тем, что упомянутым руководителям причитается чуть ли не рекордная компенсация в тот самый момент, когда акции банка упали на 25%, дивиденды прекратили расти, а прибыль сократилась.

Гендиректору Credit Suisse Брэди Дугану также пришлось выдержать натиск недовольных инвесторов, хотя в 2011 г. его компенсационный пакет уменьшился более чем в 2 раза до 5,8 млн швейцарских франков ($6,4 млн) с 2,8 млн франков в 2010 г. Как и другие топ-менеджеры Credit Suisse, Дуган не получает денежных бонусов. Тем не менее чуть менее трети акционеров выступили против компенсационной программы на 2012 г.

Европейские банки постигла та же участь, что и Citigroup двумя неделями раньше. Отличие в том, что по ту сторону Атлантики против выплаты компенсации руководству выступило большинство акционеров, хотя итоги голосования носили необязательный характер. Инвесторы высказали претензии гендиректору Citigroup Викраму Пэндиту, который в 2011 г. получил $14,9 млн – по сравнению с $1 млн годом ранее.

Маркус Эйджиус упрекнул акционеров в том, что из-за споров по поводу компенсации руководителям страдает репутация Barclays. Зал недовольно гудел в ответ. Тем временем под окнами демонстранты в причудливых нарядах (хищных птиц в черных цилиндрах и оперении из банкнот) призывали «остановить банкиров» из Barclays, играющих на сырьевых рынках и тем самым задирающих цены на продовольствие.

После финансового кризиса руководство крупных банков было вынуждено занять оборонительную позицию: на них ополчились пресловутые «99% американцев» и «захватчики Уолл-стрит», их теснят регулирующие органы, против них бунтуют акционеры. Насколько сильно сдали банкиры свои позиции, говорят хотя бы размеры компенсаций: $15 млн у Викрама Пэндита меркнут в сравнении с деньгами, что выплачивал своим руководителям банк Lehman Brothers незадолго до своего банкротства в 2008 г.

По данным FT, Роберту Милларду, директору Lehman Brothers по глобальным трейдинговым стратегиям, в 2007 г. причиталось $51,7 млн (он занимал верхнюю строчку в списке наиболее высокооплачиваемых сотрудников), а гендиректору Ричарду Фалду – $40 млн. Ведущим фондовым аналитикам, которые обычно получают меньше инвестиционных банкиров и трейдеров, Lehman выплачивал по $4 млн. Менее чем за девять месяцев до коллапса топ-менеджеры Lehman просили комитет по вознаграждениям выделить средства на то, чтобы удержать сотрудников, которых может переманить другой банк.

Использованы материалы WSJ, FT