Россиянин тратил на продукты в 2011 г. в среднем вдвое меньше француза

Россия впервые стала крупнейшим продовольственным рынком в Европе, подсчитало агентство Infoline, но ее население питается ненамного лучше, чем в предыдущие годы
М. Стулов / Ведомости

Аналитическое агентство Infoline проанализировало данные госстатистики по продуктовым рынкам стран Европы. Российский рынок, рост которого Росстат оценил в 2011 г. в 13,9% (до 9,11 трлн руб.), увеличился, в частности, на 3% благодаря тому, что россияне стали покупать более дорогие продукты питания, чем раньше, сообщил директор Infoline Иван Федяков. По его словам, 3,9% прироста обеспечила инфляция цен на продукты, еще 7% - увеличение объема рынка в натуральном выражении.

В долларовом выражении Россия по итогам прошлого года стала самым крупным рынком продуктов питания в Европе, опередив Францию, Германию, Великобританию и другие страны, зафиксировало Infoline. Объем внутреннего рынка продовольственных товаров составил около $237 млрд, французского (до 2011 г. был крупнейшим в Европе) - $224 млрд, германского - $172 млрд.

"Расходы на продукты питания на душу населения в России пока еще значительно отстают от европейских", - подчеркнул Федяков. Принимая в расчет численность населения в 140 млн человек, получаешь средние затраты на питание одного россиянина в 2011 г. в размере $1 693 (примерно $141 в месяц). Во Франции (62 млн человек) соответствующий показатель равен $3 613 ($301 в месяц), в Германии (80 млн человек) - $2 150 ($179 в месяц).

На фоне экономического кризиса резко снизились доходы европейцев в противовес росту доходов россиян, который во многом был обязан предвыборными тратами государства: повышению пенсий, довольствия военных и бюджетных работников. "Если европейский рынок стабилен, то российский продолжает расти, в том числе за счет того, что потребление многих продуктов питания у нас меньше, чем в Европе. Там рынок стабилен - больше мяса, чем сейчас едят французы, им съесть сложно", - рассуждает Федяков.

Впрочем, некоторых продуктов в России едят больше. Например, сахара россияне потребляют около 39 кг на человека в год - это почти на 15% больше, чем в среднем по Европе, говорится в годовой отчетности «Русагро». Мяса россияне едят в среднем 65 кг в год, в том числе около 21,6 кг свинины - значительно меньше, чем европейцы, но потребление ежегодно увеличивается примерно на 3%, сообщает «Русагро». Зато майонеза в России потребляют больше, чем жители других стран мира - около 5 кг на человека в год против среднемировых 3,6 кг. Всего за прошлый год в нашей стране было съедено 738 700 т майонеза, его использовали 95,5% российских семей.

"То, что российский рынок продовольствия обогнал европейские, - важная веха и индикатор для производителей продуктов питания", - считает Федяков. Впрочем, до мирового лидера, Китая, России еще очень далеко. Объем китайского рынка продуктов питания оценивается в $726 млрд. За Китаем следует США с объемом продовольственного рынка в $684 млрд в 2011 г., Япония - с $304 млрд, Индия - с $292 млрд и Бразилия с $254 млрд.

Получается, что в мировом рейтинге Россия - на шестом месте, хотя для некоторых производителей продуктов питания она важнее остальных рынков. Например, американская PepsiCo после покупки производителя молока и напитков "Вимм-Билль-Данна" увеличила выручку в России в 2011 г. в 2,6 раза, до $4,95 млрд (к 2010 г.): таким образом, российский рынок стал вторым по обороту для корпорации после США ($33,1 млрд), обогнав Мексику ($4,78 млрд) и Канаду ($3,36 млрд).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать