JPMorgan Chase подешевел на $13 млрд из-за убытка в $2 млрд

Трейдер банка, которого называют "лондонским китом" и Волан-де-Мортом, мог набрать позиции по деривативам на $100 млрд; сыгравшие против него хедж-фонды заработали десятки миллионов
S.Eells/ Bloomberg

Акции JPMorgan Chase рухнули на 8,2% за первые полчаса торгов, после того как банк сообщил о потерях от трейдинга, превышающих $2 млрд. С собой они утянули акции других банков: Citigroup подешевел на 2,6%, Bank of America – на 0,2%. Индекс акций финансовых компаний S&P 500 Financials упал на 0,5%, хотя совокупный индекс S&P 500 прибавил 0,3%.

В результате утреннего падения рыночная капитализация JPMorgan Chase сократилась на $12,75 млрд до $142,33 млрд.

Об убытке главного инвестиционного офиса (CIO) вчера вечером на экстренной пресс-конференции сообщил генеральный директор крупнейшего банка США по активам Джейми Даймон. Выстроенная подразделением сложная система хеджирования сделок дала потери по многим производным позициям в апреле, когда рыночные тенденции поменялись.

Даймон признал, что потери связаны с ситуацией, о которой в начале апреля написала The Wall Street Journal. Газета тогда сообщила, что трейдер банка, которого на рынке стали называть "лондонским китом" (им, по данным газеты, был Бруно Мишель Иксил), открыл огромное количество позиций по кредитным дефолтным свопам (CDS), против которых стали делать ставки хедж-фонды. Стратегия банка была "прямо ошибочной и при этом излишне сложной, плохо управляемой и исполняемой", сказал Даймон на пресс-конференции. Он назвал произошедшее "чудовищным" и пообещал, что банк полностью признает ошибку, устранит ее последствия и "будет двигаться дальше".

Даймон также отметил, что эти позиции могут стоить банку еще около $1 млрд потерь в текущем или следующем квартале.

Иксил возглавляет отдел торговли кредитными инструментами в лондонском подразделении CIO; офис, отмечает JPMorgan, хеджирует позиции банка и инвестирует "избыток депозитов".

Даймон не рассказал о деталях убыточных позиций и операций. Как сообщала в апреле WSJ, Иксил в январе и феврале продавал в огромных объемах производные контракты на 9-ю серию индекса Markit CDX North America Investment Grade Index, в который входят кредитные дефолтные свопы 125 крупных компаний. Это означало, что он фактически делал ставку на то, что долговая ситуация в этих компаниях улучшится, а доходности их облигаций пойдут вниз – вследствие улучшения ситуации в экономике и на долговых рынках. Однако в апреле рынок пошел в противоположном направлении: долговая ситуация ухудшилась, стоимость свопов, т. е. рыночной страховки от дефолта компаний, стала расти.

Иксил мог сформировать позицию размером $100 млрд, пишет Bloomberg, ссылаясь на его контрагентов в хедж-фондах и банках. Его действия были столь активны, что заметно влияли на динамику индекса, и некоторые хедж-фонды стали активно играть против него, писала WSJ в апреле. По собственным расчетам JPMorgan, позиция оценивается в десятки миллиардов долларов, сказал тогда Bloomberg человек, знакомый с этой оценкой. В марте Иксил перестал продавать контракты, отмечает WSJ.

Сатяжит Дас, автор книги «Экстремальные деньги: властелины вселенной и культ риска» (Extreme Money: Masters of the Universe and the Cult of Risk) в разговоре с Bloomberg сравнил ситуацию вокруг JPMorgan с убытками хедж-фондов Long-Term Capital Management (LTCM) и Amaranth Advisors, которые также потеряли контроль над своими позициями, когда рынок пошел против них. Первый, игравший на рынке ГКО-ОФЗ, потерял $4,6 млрд после дефолта России в 1998 г. Второй понес убыток в $6,2 млрд, сделав неверную ставку в 2006 г. на американском рынке газа. «Убыток в $2 млрд свидетельствует, что позиция была весьма значительной. У LTCM и Amaranth была точно такая же проблема, и они узнали, что это в какой-то степени похоже на ад: туда легко попасть, но очень трудно выбраться», – сказал Дас Bloomberg.

Хедж-фонды BlueMountain Capital Management и BlueCrest Capital Management заработали примерно по $30 млн каждый, играя против Иксила, сообщает сегодня WSJ со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией. Трейдер из другого фонда рассказал, что не менее десятка фондов, а также трейдеры ряда банков получили прибыль, заняв позиции, противоположные JPMorgan.

Из-за масштаба операций Иксила его в последнее время также стали называть Волан-де-Мортом, сообщает Financial Times: так звали главного колдуна и предводителя злых сил в саге о Гарри Поттере.

«Гигантский убыток JPMorgan показывает: то, что банки называют “хеджированием”, на самом деле – рискованные ставки так называемых “слишком больших, чтобы рухнуть” банков, которые не несут бизнес-ценности”, – сказал Bloomberg сенатор Карл Левин, соавтор закона, ограничивающего торговую активность крупных банков.

Ошибка JPMorgan может ослабить позиции американских банков, которые борются с регуляторами против излишних, по их мнению, ограничений на высокорискованные операции. В июне должно вступить в силу так называемое «правило Волкера» (названное по имени предложившего его бывшего председателя ФРС Пола Волкера), которое ограничивает торговые операции на собственные средства банков, принимающих депозиты.