JPMorgan объявил о потере $2 млрд

Акции банка упали на 6,5%, последствия "чудовищной" ошибки инвестподразделения скажутся на всей банковской системе США
Frank Franklin/ AP

Крупнейший по объему активов банк США JPMorgan Chase объявил о торговом убытке в апреле более $2 млрд из-за деятельности инвестиционного подразделения компании, занимающегося также хеджированием рисков. Об этом вчера вечером на спешно созванной пресс-конференции заявил гендиректор банка Джейми Даймон. Как пишет The Wall Street Journal, JPMorgan Chase проиграл, сделав излишне рискованную ставку на продолжающееся восстановление экономики. Выстроенная подразделением Chief Investment Office сложная система хеджирования сделок, привязанная к котировкам корпоративных бумаг, дала потери по многим производным позициям в апреле, когда рыночные тенденции поменялись.

Даймон признал, что потери связаны с апрельским сообщением WSJ: газета написала о трейдере по прозвищу "лондонский кит", который вызвал "бурление" в этом секторе рынка, открыв огромное количество позиций по кредитным дефолтным свопам (CDS), против которых делали ставки хедж-фонды.

Стратегия банка была "прямо ошибочной и при этом излишне сложной, плохо управляемой и исполняемой", заявил Даймон на пресс-конференции. Он назвал произошедшее "чудовищным" и пообещал, что банк полностью признает ошибку, устранит ее последствия и "будет двигаться дальше". Банк попытается избавиться от рухнувшего в цене портфеля таким образом, чтобы минимизировать убытки своих акционеров.

Несмотря на большие потери и убыток инвестподразделения во II квартале порядка $800 млн, в целом банк останется прибыльным: он заработает за квартал порядка $4 млрд, подчеркнул Даймон. В I квартале прибыль JPMorgan Chase составила $5,38 млрд.

Произошедшее бросает тень на репутацию банка, прошедшего кризис 2008 г. с минимальными потерями благодаря разумному управлению рисками и лично Джейми Даймону, прозванному "королем Уолл-стрит", отмечает WSJ. Хуже того, указывает газета, ошибка трейдеров JPMorgan Chase ослабляет позиции банковской системы США, которая борется с регуляторами против излишних, по ее мнению, ограничений на высокорискованные операции. Речь идет в особенности о «правиле Волкера», которое может вступить в действие с 21 июня и которое ограничивает торговые операции банков на собственные средства. "Этот торговый убыток - настоящий подарок для сторонников твердой руки в банковской системе, - признал Даймон, активный противник нововведения. - Нам придется на это как-то реагировать, но такова жизнь".

После объявления о небывалых потерях акции JPMorgan Chase подешевели на 6,5%, потянув за собой весь банковский сектор, включая Citigroup и Bank of America.

Как написала в начале апреля WSJ, трейдером, открывшим огромные позиции на рынке деривативов, был Бруно Мишель Иксил. Он специализируется на индексах на кредитные деривативы, с помощью которых инвесторы играют вероятность дефолта компании. Участники рынка жаловались: сделки Иксила искажают цены на рынке деривативов, что затрагивает держателей бондов, хеджирующих риски. Но это не помешало хедж-фондам играть против Иксила. Они увеличивают ставки против «большого и длинного» инвестора, играющего на повышение, написал тогда клиентам Кави Гупта, трейдер Bank of America Merrill Lynch. «Быстрые деньги почувствовали запах крови», — отметил он.

Сегодня днем WSJ также сообщила со ссылкой на нескольких человек, знакомых с ситуацией, что банк после публикации апрельской статьи о "лондонском ките" стал предоставлять британскому Управлению финансовых услуг (FSA) информацию о деятельности своего инвестподразделения, его позициях на рынке кредитных деривативов, о том, как возникли убытки и что JPMorgan Chase намерен сделать, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем. Неизвестно, впрочем, когда именно FSA узнало об убытках в $2 млрд, отмечает WSJ.