Рынок напоминает «Титаник»: пока не тонет, но уже опасно накренился


Некоторое время назад мы пытались подыскать метафору для описания нынешней рыночной ситуации. Подсказку дало начавшее отмечаться в апреле 100-летие гибели «Титаника». В классическом фильме 1958 г. «Гибель «Титаника» (в оригинале – A Night To Remember) есть сцена, изображающая одну из комнат для отдыха 1-го класса. Несмотря на то что корабль медленно погружается в воду и уже опасно накренился, пестрая толпа щеголей не прекращает веселиться. Некоторые продолжают с фаталистической решимостью играть в карты, а за их спинами гогочущие франты хлещут спиртное прямо из горлышка. Человек может быть обречен, но это не мешает ему веселиться и праздновать.

Легендарный инвестор Джереми Грэнтам, сооснователь и главный стратег по инвестициям GMO, в своем последнем отчете прекрасно описывает необходимость для профессионального управляющего активами не только лавировать по иррациональным рынкам, но и удовлетворять потребности клиентов, жадных до доходности и нетерпимых к плохим результатам: «В течение долгого периода наша оценка «периода терпения стандартного клиента», назовем это так, составляла три года в нормальных условиях. В экстремальных случаях период терпения может быть на год короче, если взаимоотношения сложились неудачно и начало инвестиций пришлось на неудачный момент. Например, 2,5 года плохих результатов после пяти лет хороших инвестор обычно может перенести, но 2,5 плохих года с самого начала, даже если всем известно, что предыдущие пять лет были хорошими, но заработал тогда кто-то другой, - это совсем другое дело! Если удача будет сопутствовать в таких факторах, как начало инвестиций, хорошие личные взаимоотношения и относительно приличная доходность, период терпения клиента может быть на год, а в исключительных случаях – и на два года дольше, чем три года. Хорошая работа с клиентами – это когда управляющему удается добиться для своей компании дополнительного года терпения. Его наличие очень важно для каждого инвестиционного продукта, но при распределении активов, где ошибки неизбежны, это очень значимый фактор, и дополнительного года обычно достаточно».

Мы можем выделить лишь один недостаток в наблюдениях Грэнтема. Как и подавляющее большинство управляющих, он ограничивает мир инвестиций двумя традиционными классами активов – акциями и облигациями. Проблема в том, что управляющие обычно оценивают их как некоррелирующие друг с другом и представляющие весь спектр инвестиционного выбора. Но реальность заключается в том, что а) инвестор может вкладывать и в другие классы активов (в качестве очевидной и значимой альтернативы мы можем назвать реальные активы) и b) что бывают и будут периоды, когда плохие результаты показывают и акции, и облигации, как в относительных, так и в абсолютных значениях (в качестве ориентира для относительного сравнения берем наличность, потому что гособлигации развитых стран уже никоим образом не могут рассматриваться как безрисковые активы). Вполне возможно, что мы быстро приближаемся к тому времени, когда макроэкономическая ситуация угрожает традиционным инвестиционным портфелям именно таким исходом – медвежьим рынком одновременно и для акций, и для облигаций. Другими словами, власти могут пытаться устроить «бычью» вечеринку для участников рынка и акций, и облигаций, но на нее никто не придет.

Проект «Японский путь развития» продолжает успешно реализовываться в западных экономиках. Страны еврозоны похожи на группу тонущих людей, связанных друг с другом для повышения плавучести. В Великобритании Банк Англии пользуется сомнительной привилегией печатать огромное количество денег и использует всякую возможность должным образом подорвать покупательную способность британцев, располагающих сбережениями.

Политики, конечно, не сидят без дела, в то время как страна терпит экономическое унижение (по крайней мере, граждане со сбережениями). Они ведь должны демонстрировать какую-то активность. Ирония в том, что стараясь спасти экономику, наш центральный банк может своим печатным станком полностью ее разрушить.

Поэтому в том, что касается формирования портфеля, мы наглухо задраиваем все водонепроницаемые двери. Вложения в облигации ограничены бумагами только наиболее объективно кредитоспособных заемщиков. Вложения в акции невелики, и это лишь самые защитные бумаги (в идеале – с относительно высокими и регулярно выплачивающимися дивидендами). В качестве диверсификации мы также реализуем стратегию активного управления, которая не старается предсказать будущее поведение рынка, - стратегию систематического следования тренду. Еще большую диверсификацию мы осуществляем за счет инвестиций в самую высококачественную из имеющихся валют – золото. То, что за последний год этот подход не принес особо впечатляющих результатов, не особенно нас беспокоит, потому что больше всего мы озабочены банальным выживанием. Все, что нужно, - чтобы клиенты понимали наши действия и были с ними согласны, ведь, в конце концов, это их деньги.

Помня абсолютно здравое предостережение Грэнтема относительно терпеливости инвесторов, мы повторяем: инвесторы в акции и облигации (особенно облигации!) продолжают развлекаться на вечеринке, но шанс спастись есть лишь у тех, кто танцует около двери. Бычий тренд на рынке долга развитых стран длился более 30 лет, но музыканты уже начинают складывать свои инструменты. Оставив только высококачественные долговые обязательства и защитные акции и сильно диверсифицировав портфель за счет реальных активов и фондов, которые, по нашему мнению, не коррелируют с традиционными рынками, мы уже покинули эту вечеринку. Наш портфель особо не зависит от сохранения сколь бы то ни было "бычьей" ситуации на традиционных рынках долга и акций. Мы уже потягиваем безалкогольные напитки на афтепати. И с интересом поглядываем на часы, ожидая, кто еще из гуляк к нам присоединится. Говоря другими словами, корабль уже опасно накренился, но пока еще не тонет. Какого цвета ваш спасательный жилет?

Автор - директор по инвестициям PFP Wealth Management\r\n.