Более слабый рубль – то, что доктор прописал в нынешней кризисной ситуации


Поскольку рубль с начала месяца потерял порядка 7,8% к доллару (по данным на 23 мая), снова стали возникать вопросы о возможных макроэкономических последствиях и корректировках основных процентных ставок, к которым может прибегнуть Банк России с целью остановить падение рубля.

Для начала проведем сравнение с сопоставимыми валютами, чтобы оценить динамику рубля относительно доллара с начала текущего месяца. И в этом конкурсе рубль занимает вполне достойное место. Для сравнения: польский злотый потерял 10%, венгерский форинт – 10,4%, чешская крона подешевела на 7,4%, южноафриканский ранд – на 7,9%, и лишь турецкая лира снизилась всего 5,3%.

Одна из возможных причин, почему рубль продемонстрировал столь неплохие результаты, – сохранение цены нефти Brent, несмотря на недавнее снижение, на уровне выше $100 за баррель. Тем не менее, поскольку рынки пока, похоже, не видят света в конце тоннеля, для нас не станет сюрпризом, если рубль догонит упомянутые выше валюты в своем падении относительно доллара (прошлым летом его курс снизился примерно на 20%).

Естественно, в вопросе учетных ставок ЦБ РФ ориентируется на состояние рублевой корзины, которая с начала месяца подешевела примерно на 5% (в результате волатильности на рынках летом 2011 г. величина падения составляла 14%). Центральный банк уже продемонстрировал – и совершенно правильно, по нашему мнению, – что приоритетным направлением в вопросе кредитно-денежной политики для него является контроль инфляции, а не поддержание определенного курса национальной валюты. Именно такой тактики ЦБ придерживался прошлым летом, и мы целиком и полностью ожидаем повторения проверенного курса в нынешнем году.

Подобный подход совершенно оправдан, поскольку с макроэкономической позиции более слабый рубль – это то, что доктор прописал в нынешней кризисной ситуации. Результаты нашего моделирования показывают: если использование рубля в качестве амортизатора может примерно на 40% сократить любые потери ВВП (см. график).

Мы также не опасаемся роста инфляции вследствие ослабления рубля, поскольку шок в мировой экономике носит дефляционный характер, что подтвердили кризисные эпизоды весны 2009 г. и лета 2011 г. В этом смысле мы считаем, что аргументы в пользу снижения процентных ставок становятся все более актуальными.

И, наконец, прошлое лето подтвердило тот факт, что поведение российских потребителей стало более зрелым с точки зрения их реакции на ослабление рубля. Они больше не бегут в банки для перевода своих сбережений в иностранные валюты. В этом, по нашему мнению, во многом заключается заслуга Центробанка, которому удалось донести до граждан мысль о том, что в колебаниях курса валют нет ничего экстраординарного, соответственно, укрепление и ослабление рубля носят обычный характер.

В то время как в ходе кризиса 2008-09 гг. динамика роста доли вкладов частных лиц в иностранной валюте соответствовала динамике ослабления рубля, недавние эпизоды падения курса, в том числе летом 2011 г., продемонстрировали перелом в этой тенденции (см. график ниже). Это изменение в модели поведения потребителей было во многом обусловлено успешным переходом к более гибкой политике регулирования валютного курса после кризиса 2008-09 гг.

Автор - главный экономист по России и СНГ \"Ренессанс капитала\".