Почему Россия стоит на обочине мирового рынка IPO


Но указ Владимира Путина о возврате государственных акций в «Роснефть», «Русгидро», МРСК вызвал разочарование рынка. Интересные активы, на которые еще не наложено вето (сельское хозяйство, транспорт), к сожалению, подведомственны министрам, именуемым государственными традиционалистами. Получается, что на двигатель приватизации в этом году нашему рынку рассчитывать не стоит. Максимум, на что готовы согласиться нынешние чиновники, — на продажу акций на прямых аукционах.

Автор - директор департамента инвестиционного менеджмента \"Газпромбанк - управление активами\".

Российский рынок первичных размещений не давал о себе знать с июля прошлого года. Тогда состоялось последнее IPO в России — размещение акций «Платформа Ютинет.ру». В январе - мае 2012 г. лишь две небольшие компании разместили свои акции, но на зарубежных площадках, — RusPetro на Лондонской фондовой бирже и EPAM Systems на Нью-Йоркской. Они привлекли около $320 млн (здесь и далее использованы данные американской Renaissance Capital, специализирующейся на анализе IPO).

Между тем количество сделок, например в США, к 25 мая 2012 г. составило 39 общим объемом $26,1 млрд. Но лидеры на рынке IPO за период с начала года – это развивающиеся страны: 62% сделок и 48% оборота. В Китае прошло 28 сделок на $8,1 млрд, в Гонконге — 4 сделки на $2,6 млрд. На Варшавской бирже состоялось 11 IPO, это 5-е место по количеству сделок. Бразилия осуществила 3 сделки на $2,1 млрд, Таиланд — 2 сделки на $0,8 млрд. В Мексике прошла 1 сделка на $0,7 млрд.

Попытаемся объяснить феномен IPO-активности на развивающихся рынках. Хотя в Латинской Америке, Китае и Индии имеются свои национальные особенности (например, в Китае ведущую роль играют национальные компании, а в Индии средства привлекаются в основном на небольших сделках), эти рынки объединяет несколько общих черт: (1) интерес инвесторов сосредоточен исключительно в высококачественных сделках, (2) стремление стран к реформам, (3) открытие доступа на биржи для иностранного капитала и (4) желание использовать потенциал среднего класса.

Ярким примером является рынок капитала Латинской Америки. В отличие от общемирового тренда объем привлеченного финансирования вырос здесь в 2011 г. почти на 70% до $14 млрд (в мире рынок IPO сократился на 29% по сравнению с 2010 г. до $136 млрд). При этом вклад местных управляющих компаний составил 75%. Активность на рынке Китая повышается за счет доступности долевого участия в капитале компаний для населения, в результате чего отечественные компании и население обеспечивают большую часть сделок (в отличие от Индии, где динамику определяют крупные международные компании).

По прогнозам различных исследовательских институтов, расширение активности капитала ожидается на рынках Колумбии, Чили, Индонезии, Вьетнама, Турции, Чехии. Для этих стран, по мнению экспертов, характерны тенденции, наблюдаемые в странах БРИК, однако их рынки более привлекательны за счет относительно невысокой стоимости и менее жесткой конкуренции. Интерес сосредоточен в секторах финансовых услуг, технологий, телекоммуникаций, сельского хозяйства, производства потребительских товаров, в инфраструктурных проектах. Фаворитом здесь является Африка: регион стремится отойти от сырьевой зависимости в целях диверсификации экономики, проводя отраслевые реформы, включая совершенствование инфраструктуры

А что же Россия? Почему наши тренды IPO/SPO идут вразрез с общемировыми, или, правильнее сказать, полностью отсутствуют? На мой взгляд, это связано с тем, что российские власти предпочитают «идти своим путем». При огромном интересе со стороны иностранных и местных инвесторов Россия не может пойти «в ногу» с конкурирующими рынками капитала. Мы не можем похвастать высококачественными сделками из-за того, что агрессивный метод выхода из капитала считается безальтернативным методу «мягкого выхода». (Если коротко, то разница состоит в том, что в первом случае эмитент размещает акции по максимальной стоимости, в результате чего на вторичном рынке они теряют в цене и в большинстве случаев становятся малоинтересны для любой группы инвесторов. Во втором — размещая акции по умеренной цене или даже ниже уровня расчетной стоимости, компания гарантирует себе последующий рост капитализации, в связи с чем становится интересна как краткосрочным, так и долгосрочным инвесторам и, зарекомендовав себя как растущая компания, как правило, размещает акции допэмисии по рыночной, более высокой стоимости.) Это, разумеется, классические характеристики, причем не учитывающие резкого изменения внешней конъюнктуры. Но между тем это важная вещь, ставшая фатальной для российского рынка народных IPO: все «народные выпуски» торгуются сегодня ниже уровня размещения, причем снижение котировок зафиксировано и на растущем общерыночном тренде. Мы пришли к тому, что при высоком объеме народных IPO на развивающихся рынках капитала доля России по количеству таких размещений составляет менее 2% и в ближайшие годы, видимо, еще более сократится.

Это то, что касается высококачественных сделок, к ним мы еще вернемся в связи с обсуждением приватизации. Далее — стремление к реформам (второй общемировой фактор для динамично развивающихся рынков). Об этом я писала в предыдущей колонке . И только что сформированное правительство делает данную тему почти неактуальной, поскольку, по оценкам политологов, является «нереформаторским».

Третий фактор — открытие доступа на биржи для иностранного капитала – напрямую связан с идеей построения в Москве международного финансового центра, реформирования биржи ММВБ-РТС, открытия Центрального депозитария и многими другими. Как можно догадаться, процесс этот достаточно долгий, поэтому на инвестиционный бум иностранного капитала на Московской бирже ранее чем через 3-5 лет рассчитывать было бы наивно.

И наконец, последний фактор, движущий рынками развивающихся стран, - желание использовать потенциал среднего класса. Для России эта тема выливается в острый вопрос конфронтации власти и оппозиции, власти и бизнеса, реализации широкого блока экономических и судебных реформ и в конечном итоге — в $42 млрд оттока капитала из России в этом году в дополнение к $300 млрд, уже утекшим за последние три года (одним из каналов оттока является фондовый рынок).

Ранее драйвером рынка IPO/SPO в текущем году считались приватизационные сделки (которые, как объяснялось выше, могли стать высококачественными). Однако рыночная конъюнктура и, главное, экономическая политика правительства в конченом итоге привели к тому, что в приватизации компаниям, по сути, было отказано. Здесь следует подробно остановиться на теме отказа государства от приватизации компаний ТЭКа, ведь именно на них делали ставку крупные инвесторы после обнародования состава нового кабинета министров. Александр Новак в качестве министра энергетики и Ольга Дергунова, 10 лет возглавлявшая российский Microsoft и готовящаяся возглавить Росимущество, — это тандем нового поколения, который, казалось, в состоянии реализовать сбалансированную приватизационную программу. Тематически инвесторы делали ставки именно на энергетическую отрасль.

Сегодня у инвесторов остаются надежды на Министерство связи и массовых коммуникаций. Возглавивший его Николай Никифоров, по мнению инвесторов, способен запустить механизм IPO в отрасли. Если Никифоров найдет общий язык с новым руководством биржи ММВБ-РТС, можно рассчитывать на вывод на рынок как небольших компаний, так и средних, от простого интернет-сервиса до «Связного» с его разветвленной сетью услуг, включая банковский сервис.

IPO-пассивность нынешней России является, безусловно, негативным фактором для рынка, на котором «нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Но главные опасения связаны с тем, что эта пассивность может сыграть со страной злую шутку: снижение цен на нефть ниже достаточного для бездефицитного бюджета уровня вызовет новую волну мер без оглядки. Страна будет распродавать активы на площадках, на которых придется, и по той цене, которую предложат нерезиденты.

И тогда все приведенные выше данные, способные стать навигатором для размещающихся отечественных эмитентов, так и останутся пустым звуком. Одной из рациональных мер мы считаем предложение правительству и ММВБ открыть дорогу к IPO «велосипедистам» — небольшим компаниям, не задействованным ни в приватизации, ни в стратегическом управлении. Возможно, начав с малого, мы сможем вновь встроиться в систему стремительно развивающейся конъюнктуры мирового рынка IPO.