Минфин потребует налоги с офшоров российских холдингов

Министерство финансов готовится обложить налогом офшорные прибыли российских холдингов. Новые налоговые правила пока распространятся только на юридические лица
М.Новиков/ PhotoXpress

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

В итоговом варианте «Основных направлений налоговой политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.» (одобрен правительством) Минфин анонсировал введение в законодательство налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Не выплаченный собственникам доход таких компаний или его часть будет облагаться налогом на прибыль (20%) у материнских структур в России. О физических лицах речи нет. Минфин указывает, что мера позволит бороться с выводом дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций.

Проработать правила, по которым российский резидент должен сам декларировать и платить налог с доходов от иностранных активов, Владимир Путин поручил 5 марта. В мире такие компании известны как CFC (controlled foreign company). Налогообложение CFC везде схожее, рассказывает партнер Ernst & Young Владимир Гидирим: оно распространяется на физические и юридические лица, которые могут платить налог с доходов в своей стране, но перенаправляют их в специально созданную компанию в низконалоговой юрисдикции. Такая компания скорее всего не будет уплачивать налоги на полученные доходы и распределять их в виде дивидендов, что приводит к бесконечной отсрочке налогообложения дохода по месту резидентства акционера, объясняет он. Налогообложение CFC касается лишь пассивных доходов — процентов, роялти, прибыли от прироста капитала, подчеркивает Гидирим.

Близкий к Минфину человек говорит, что в министерстве настроены побыстрее написать законопроект о CFC, но пока дальше того, что написано в «Основных направлениях», не продвинулись. По словам чиновника Минфина, проект должен быть готов в июне, физических лиц — владельцев компаний он не коснется. Пока Минфин указал, что российские компании будут обязаны раскрывать в декларациях иностранных аффилированных лиц уплату за рубежом налога с нераспределенных доходов. Уклонение от обязанности будет караться штрафом (20% от суммы недоимки).

Закон прежде всего коснется холдингов, зарегистрированных в России: головные структуры крупнейших нефтяных компаний — за исключением ТНК-ВР — зарегистрированы в России, в металлургии холдинговые компании ММК, НЛМК, «Северстали», «Норникеля» расположены в России.

Финансовые показатели своих офшорных структур компании не раскрывают. Например, у «Сибур холдинга» есть зарегистрированная на Кипре торговая структура Citco Holdings Ltd. (никакой коммерческой деятельности она не ведет, уточняет представитель «Сибура»). У «Алросы» — люксембургская «дочка» Alrosa Finance, созданная для размещения еврооблигаций. «Уралкалий» через люксембургскую Uralkali Investments имеет право распоряжаться более чем 50% акций кипрской Enterpro Services Ltd., которая создана для проведения обратного выкупа акций.

Принимая закон о CFC, нужно учитывать, что он может спровоцировать уход холдингов из страны, замечает партнер PwC Наталья Кузнецова: так вышло в Великобритании, и тогда британцы провели реформу законодательства в этой области и с 1 апреля смягчили его. Из-под действия закона исключили CFC, создание которых имеет «деловую цель», ввели белый список юрисдикций, в отношении которых правила не действуют, снизили налог с CFC, занимающихся финансовой деятельностью, — 6% вместо стандартных 24%.

Без соглашений с офшорами (см. врез) налоговикам будет трудно следить за CFC, лучше их заключить, а потом вводить правила, считает Кузнецова.

Будет ли бизнес перерегистрироваться из России, зависит от самих правил, а также от усердия, с которым налоговики начнут контролировать их соблюдение, считает топ-менеджер сырьевого холдинга: «Если правила будут жесткими, а усердия много, то о смене прописки задумаются многие». У госкомпаний этого не получится, а от использования офшорных компаний ни один холдинг отказаться не может, заключает он, так что у налоговиков работа будет.