Эффекта домино не будет, если другие страны выучат урок Греции


Греки ведут себя очень странно. С одной стороны, они намерены оставаться в зоне евро и получать преимущества единой валюты, когда остальные участники вынуждены расплачиваться за их финансовые грехи. С другой - принимая финансовую поддержку еврозоны, Греция не очень-то стремится выполнять условия этой поддержки, считая ее платой за свое участие в клубе. Только плату эту вносят другие участники. Складывается ситуация, когда музыку заказывает не тот, кто за нее платит, а тот, кто эту плату получает. Товаром, достойным оплаты со стороны европейских стран, являются не греческие реформы, а само участие Греции в еврозоне.

Это, конечно, немного похоже на шантаж. Причем Греция шантажирует соседей по Европе тем, что чем хуже будет ей, тем хуже будет всем. Что, конечно, правда. В результате, финансируя Грецию в расчете на то, что она справится со своими проблемами, страны Европы вступают в своего рода порочный круг. Чем больше они финансируют проблемы греческого бюджета, тем успешнее оказывается схема, при которой эти проблемы становятся товаром. И Европа вынуждена покупать этот странный товар ради идеи евроинтеграции.

Разворачивается война нервов: кто раньше не выдержит. Греция, входящая в штопор кризиса и пугающая Европу, или остальная Европа, финансирующая проблемы, а не успехи (что ведет по факту к наращиванию проблем).

Ситуация патовая, и при любом развитии событий хуже будет всем участникам, а также и прочим странам. Вопрос в том, насколько далеко ситуация зайдет и каковы будут ее последствия для остального мира. Возможны два крайних сценария. Либо в Греции все же найдется техническое правительство, которое выйдет из тупика, т. е. пренебрежет зависимостью от популизма и осуществит крайне непопулярные, самоубийственные в электоральном плане, но необходимые в долгосрочной перспективе меры по урезанию расходов. Либо ситуация дойдет до нижней точки кризиса, когда дальше просто некуда падать, и потом начнется естественный рост.

Где-то в пространстве между этими двумя полюсами находится вопрос о сохранении Греции в зоне евро или выходе из нее. Пойдет ли Европа с Грецией до конца, выгонит ли раньше или заставит все-таки изменить политику – и тоже раньше, чем кризис утопит всех участников?

Уже понятно, что простого решения нет. И в этой ситуации Греция выбирает таких политиков, которые используют ее, чтобы предъявлять свои проблемы в качестве товара: а что, ведь платят же! Интересно понять, почему Европа все-таки платит и долго ли она намерена платить. И что станет с мировой экономикой, если Европа откажется платить за такой товар?

Проблемы были заложены в самих основах еврозоны. Идеологи объединения понимали, что для вовлечения стран сначала надо дать им преимущества единой валюты, а потом уже налагать неприятные обязательства, связанные с фискальной консолидацией и объективно ведущие к утрате части национального суверенитета ради создания мощного надгосударственного механизма. И вот в тот самый момент, когда преимущества валютной консолидации уже проявились, а обязательства по фискально-бюджетной консолидации еще не наступили, разразился кризис. Он и столкнул наиболее слабых участников на эту скользкую тропинку финансового шантажа.

Поэтому объединенная Европа и финансирует через Грецию свои страхи, реальные и обоснованные. Поскольку денег в Грецию залито уже много, в случае разрыва отношений эти деньги, очевидно, пропадут, и разразится новый кризис.

Но один из страхов, возможно, менее обоснован. Экономисты и политики часто говорят, что каким бы ни было разрешение кризиса с Грецией, оно может спровоцировать эффект домино. Если Греция будет все время получать помощь, ничего не меняя и усугубляя кризис, за ней могут последовать другие страны с проблемной экономикой. Если Греция выйдет из еврозоны, за ней опять же последуют другие и под угрозой окажется священная идея интеграции. Это и есть один из самых серьезных страхов у политиков в Европе.

Однако «перспектива домино» все же сомнительна. Греческий шантаж ограничен во времени и в любом случае ведет в тупик. Возможно, греческий сценарий послужит другим странам не примером, а уроком. Ситуация в Испании и Италии пока еще не так критична, как в Греции. Поэтому, вполне возможно, они, наоборот, окажутся более сговорчивы в плане усиления интеграции, согласятся превентивно принять меры, консолидирующие бюджетную и фискальную политику на европейском уровне. В этом случае расхожую фразу о том, что Россия показывает всему миру, как не надо поступать, применить-то можно как раз не к России, а к Греции. И если другие проблемные страны этот урок увидят и выучат, то жертва нерадивой Греции станет для Европы фактором сплочения, а не дезинтеграции.

Автор - зампред совета директоров «Нордеа банк».