Статья опубликована в № 3113 от 31.05.2012 под заголовком: Хватит и льгот

Минфин: налоговая реформа в нефтяной отрасли откладывается

Спешить с налоговой реформой нефтяной отрасли не нужно, считают в Минфине, компаниям вполне комфортно и при уже одобренной системе льгот и специальных режимов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Переход на налогообложение дополнительного дохода (НДД) потерял свою актуальность для нефтяной отрасли, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов: «Пока это не нужно, честно говоря» (цитата по «Интерфаксу»).

Заменить с 2013 г. НДПИ и экспортную пошлину на новых месторождениях налогом с финансового результата (27%, считается как налог на прибыль) осенью 2010 г. предложило Минэнерго. С тех пор споры о сроке введения и форме нового налога не утихали. В конце 2011 г. Шаталов говорил, что Минфин концептуально поддерживает введение такого налога для новых месторождений, однако спешить не нужно.

Но с тех пор правительство приняло решение о введении льготной налоговой системы для шельфовых проектов, напомнил вчера Шаталов (места НДД в ней не нашлось, см. врез). На суше НДД возможен, «но пока месторождений, для которых это было бы принципиально, особо нет: они все подпадают под налоговые каникулы», объяснил замминистра (по НДПИ и экспортной пошлине). Например, льготы по экспортной пошлине имеют 23 месторождения. В 2013 г. вводить НДД точно не стоит, прежде требуется провести дополнительный анализ, в частности, последствий применения системы 60-66 (пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов), сказал Шаталов «Ведомостям», пока результаты не совпадают с ожиданиями, нужно разобраться почему – из-за дефекта модели или иных факторов.

Для Минэкономразвития НДД актуален, он «остается в списке возможных налогов для новых месторождений», передал через пресс-службу замдиректора департамента Георгий Нозадзе. Реформировать систему необходимо, в горизонте 3–5 лет нужно обеспечить рентабельность ввода новых месторождений, чтобы поддерживать уровень добычи, говорит высокопоставленный чиновник Минэнерго: будет ли проходить реформа через введение НДД, повышенную компенсацию затрат на разработку месторождений или иным образом – вопрос обсуждаемый. Только на Приобском месторождении «Роснефти» разница между «полной добычей» и рентабельной при действующей системе – примерно 400 млн т (сопоставима со всей ежегодной добычей в России. – «Ведомости»), приводит он пример. НДД – сложный налог, но заменить его может только комплекс других стимулирующих мер, дифференцированных по месторождениям, рассуждает чиновник.

Может, НДД и не актуален для компаний, при существующей системе они могут запускать новые проекты, но он актуален для страны, уверен сотрудник нефтегазового холдинга, льготы – это латание дыр, а не стройная налоговая система, самоподстраиваемая под разные условия, себестоимость, цены. Представители «Лукойла», «Газпром нефти», ТНК-ВР и «Роснефти» отказались от комментариев.

Адекватной заменой налогообложению финансового результата в мировой практике является детальная дифференциация роялти (для России – НДПИ и экспортной пошлины) по месторожнениям, считает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: но такой «ручной» режим в российских условиях менее эффективен, чем системное решение. Добывающие страны движутся в сторону налога с финансового результата, так, в этом году на всех месторождениях его ввела Австралия, рассказывает он.

Нормальной альтернативы налогу с финансового результата нет, существующая система с высоким оборотным налогом и низким – на прибыль устарела, согласен руководитель энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон. Но двигаться по этому пути нужно постепенно, для начала проведя эксперимент на нескольких месторождениях, замечает он, пока дискуссия о реформе носит академический характер.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more