Минфин: налоговая реформа в нефтяной отрасли откладывается

Спешить с налоговой реформой нефтяной отрасли не нужно, считают в Минфине, компаниям вполне комфортно и при уже одобренной системе льгот и специальных режимов

Нормальной альтернативы налогу с финансового результата нет, существующая система с высоким оборотным налогом и низким – на прибыль устарела, согласен руководитель энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон. Но двигаться по этому пути нужно постепенно, для начала проведя эксперимент на нескольких месторождениях, замечает он, пока дискуссия о реформе носит академический характер.

Переход на налогообложение дополнительного дохода (НДД) потерял свою актуальность для нефтяной отрасли, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов: «Пока это не нужно, честно говоря» (цитата по «Интерфаксу»).

Заменить с 2013 г. НДПИ и экспортную пошлину на новых месторождениях налогом с финансового результата (27%, считается как налог на прибыль) осенью 2010 г. предложило Минэнерго. С тех пор споры о сроке введения и форме нового налога не утихали. В конце 2011 г. Шаталов говорил, что Минфин концептуально поддерживает введение такого налога для новых месторождений, однако спешить не нужно.

Но с тех пор правительство приняло решение о введении льготной налоговой системы для шельфовых проектов, напомнил вчера Шаталов (места НДД в ней не нашлось, см. врез). На суше НДД возможен, «но пока месторождений, для которых это было бы принципиально, особо нет: они все подпадают под налоговые каникулы», объяснил замминистра (по НДПИ и экспортной пошлине). Например, льготы по экспортной пошлине имеют 23 месторождения. В 2013 г. вводить НДД точно не стоит, прежде требуется провести дополнительный анализ, в частности, последствий применения системы 60-66 (пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов), сказал Шаталов «Ведомостям», пока результаты не совпадают с ожиданиями, нужно разобраться почему – из-за дефекта модели или иных факторов.

Для Минэкономразвития НДД актуален, он «остается в списке возможных налогов для новых месторождений», передал через пресс-службу замдиректора департамента Георгий Нозадзе. Реформировать систему необходимо, в горизонте 3–5 лет нужно обеспечить рентабельность ввода новых месторождений, чтобы поддерживать уровень добычи, говорит высокопоставленный чиновник Минэнерго: будет ли проходить реформа через введение НДД, повышенную компенсацию затрат на разработку месторождений или иным образом – вопрос обсуждаемый. Только на Приобском месторождении «Роснефти» разница между «полной добычей» и рентабельной при действующей системе – примерно 400 млн т (сопоставима со всей ежегодной добычей в России. – «Ведомости»), приводит он пример. НДД – сложный налог, но заменить его может только комплекс других стимулирующих мер, дифференцированных по месторождениям, рассуждает чиновник.

Может, НДД и не актуален для компаний, при существующей системе они могут запускать новые проекты, но он актуален для страны, уверен сотрудник нефтегазового холдинга, льготы – это латание дыр, а не стройная налоговая система, самоподстраиваемая под разные условия, себестоимость, цены. Представители «Лукойла», «Газпром нефти», ТНК-ВР и «Роснефти» отказались от комментариев.

Адекватной заменой налогообложению финансового результата в мировой практике является детальная дифференциация роялти (для России – НДПИ и экспортной пошлины) по месторожнениям, считает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: но такой «ручной» режим в российских условиях менее эффективен, чем системное решение. Добывающие страны движутся в сторону налога с финансового результата, так, в этом году на всех месторождениях его ввела Австралия, рассказывает он.