Вопрос сохранения еврозоны сведется к балансу между смягчением денежной политики и бюджетными уступками со стороны растратчиков


После осознания, что греческим парламентским партиям не удастся сформировать правительство даже при участии в переговорном процессе президента, и назначения перевыборов на 17 июня на рынках вслух заговорили о возможности вывода страны из еврозоны. Рынки Европы и США упали с того момента на 5%, а РТС - на 18%.

Некоторая поддержка лидерами стран «большой восьмерки» целостности еврозоны (и то только потому, что пока не продуман механизм вывода из нее какой-либо страны) позволила взять короткую паузу в снижении котировок. Но на новостные ленты периодически попадает информация и слухи о том, что Европейский центральный банк создает рабочую группу по подготовке банковской системы к выводу Греции или что греческие и испанские банки ощущают наплыв клиентов, выводящих средства. Обращение властей провинции Каталонии за помощью в рефинансировании долгов к правительству Испании и увеличение объема необходимой финансовой помощи недавно национализированной группе Bankia c 4,5 млрд евро еще на 19 млрд евро сигнализируют о рисках роста и без того высокой долговой нагрузки страны.

Доходность испанских 10-летних облигаций, превысившая 6,5%, приближается к максимуму осени 2011 г., а доходность немецких 10-леток (1,15%) все больше стремится к 0,9% по японским облигациям. При этом ставки по двухлетним займам экономик, ассоциируемых с «тихой гаванью», несущественно отличаются от ноля и ощутимо ниже нуля в реальных терминах. Поэтому дальше все будет зависеть от того, насколько слаженно и оперативно смогут действовать европейские политики. В четверг на референдуме Ирландия поддержала фискальный пакт для стран еврозоны.

Повторные выборы в Греции тоже будут своего рода референдумом, на котором грекам предстоит ответить на вопрос: «Согласно ли население затягивать пояса и годами работать на устранение структурных дисбалансов в экономике или предпочтет вариант жесткого выхода с обесценением новой драхмы и моментальным обнищанием населения?»

Очевидно, что для населения остающихся в еврозоне проблемных стран выход Греции послужит сигналом к старту «эффекта домино». Так, объем только депозитов в Испании превышает 1,6 трлн евро против 170 млрд евро в Греции. И эта цифра уже снизилась почти на 7% со своих пиковых значений в июне 2011 г.

Соответственно, единственный способ сохранения целостности еврозоны – это возврат доверия к национальным и общеевропейским властям. Самый прямолинейный шаг в этом направлении – это решительный запуск различных вариантов денежного смягчения: продолжение LTRO (два раунда программы долгосрочного рефинансирования в виде выдачи банкам трехлетних кредитов ЕЦБ провел в декабре и феврале), использование капитала европейских стабилизационных фондов для помощи банковским группам, действующим на территории нескольких стран Европы, или выпуск совместных еврооблигаций. Естественно, что Германия будет стараться сохранить лицо и продолжать настаивать на бюджетной дисциплине на уровне национальных правительств.

В итоге вопрос сохранения зоны евро сведется к балансу между смягчением денежной политики и бюджетными уступками со стороны основных растратчиков. Сложность будет представлять необходимость совместного принятия решения многими европейскими политиками, озирающимися на локальные домашние проблемы. Поэтому процесс грозит растянуться на годы.

В этом контексте евро будет постоянно находиться под давлением негативного новостного фона, и в какие-то моменты может слабеть до технического уровня в $1,20. Но сильный доллар принципиально не выгоден американской экономике, которая, со своей стороны, будет стараться его ослабить. Поэтому не стоит исключать возможность резких колебаний в паре «евро-доллар», но сохранение базового диапазона в $1,25-1,34 выглядит приемлемым для всех заинтересованных сторон.

Наш рынок следует в фарватере настроений инвесторов на мировых площадках, чьи движения ощутимы для рискованных активов, особенно после того, как этих инвесторов в течении трех лет старательно накачивали дешевой ликвидностью. Соответственно, в условиях укрепления доллара цены всех сырьевых товаров продолжают снижаться, что на российских активах отражается двойным эффектом: через бегство от рисков и снижение цены нефти. С начала года ММВБ потерял около 8%, технически он легко может проделать следующие 10% к отметке 1150 пунктов на фоне крепнущего доллара и падающей нефти.

Автор - старший портфельный управляющий УК «Флеминг фэмили энд партнерс».