Почему инвесторы предпочитают покупать расписки на российские акции

Акции российских компаний, торгуемых на бирже, пока по всем статьям проигрывают распискам на них и остальным иностранным бумагам. Прогресс есть, но его иностранным инвесторам недостаточно, убеждены эксперты BNP Paribas
A. Pierdomenico Bloomberg

Сейчас многие иностранные компании серьезно думают над тем, чтобы инвестировать в российские бумаги: все слышали, что в России происходят какие-то изменения, и хотят проверить, действительно ли это так, поясняет зампред правления «БНП Париба» Сергей Аврамов. Пока лучше подождать со сделками в России и торговать через расписки, при входе на российский рынок возникает много проблем, резюмируют эксперты «БНП Париба». «Мы не были заинтересованы в том, чтобы специально очернять российский рынок, наоборот, у нас был стимул найти сильные стороны», – подчеркивает Аврамов. От конкурентоспособности российских бумаг зависит выбор места для приватизации госпакетов – ФСФР, рабочая группа по созданию международного финансового центра под руководством Александра Волошина и ряд участников рынка настаивают исключительно на российской бирже, Минфин считает, что иностранные площадки больше соответствуют интересам эмитентов. Поручение президента предписывает снять ограничение в 25% на долю локальных бумаг, которые можно конвертировать в расписки. Но это грозит оттоком рынка за рубеж, опасаются чиновники.

Впрочем, он и так происходит. Сейчас ликвидность на бирже ММВБ-РТС почти такая же, как и в Лондоне, а раньше была в разы больше, говорит начальник торгового отдела Rye, Man & Gor Securities Павел Дородников. Исчезла премия, ликвидные акции в основном стоят одинаково со своими расписками, отмечает он. Иностранные бумаги будут торговаться как с дисконтом, так и с премией к локальным бумагам, все зависит от эмитента, разброс – от -5% до +5%, говорит трейдер «Уралсиб кэпитал» Андрей Кукк.

Главный недостаток, по мнению BNP Paribas, – сильная зарегулированность и бюрократизм российского рынка. При получении согласия ФАС надо ждать один месяц, при получении согласия у ЦБ (на приобретение свыше 20% акций банка) – несколько месяцев, причем «сроки не всегда соблюдаются и ответственность за несоблюдение в законе отсутствует». В ЦБ необходимо предоставить информацию на несколько сотен страниц, а также «документы, которые не всегда существуют у иностранного инвестора, например неконсолидированную отчетность (иностранцы ведут только консолидированную. – «Ведомости»)». Также от иностранцев требуют нотариальное удостоверение и обязательный перевод на русский язык. Сложнее всего регулирование ФСФР: регулятор сильно опекает не только внутреннего, но и иностранного инвестора – определенный тип бумаг могут приобретать только квалифицированные инвесторы, но неясен порядок признания таковым, это влечет новые расходы и сильно ограничивает. Предварительно уведомлять службу нужно о многих действиях, например о добровольной оферте на выкуп акций у миноритариев еще до ее направления.

Непрозрачное законодательство инвесторы научились обходить на местном рынке, при заключении договора выбирая иностранное право, «однако есть риск непризнания российским судом отдельных положений договора, например положений об исключительности», констатируют эксперты BNP Paribas.

Среди плюсов, найденных BNP Paribas, – нет обязательного требования привлекать российских специалистов, также есть серьезный прогресс в улучшении «специфической инфраструктуры» – «прежде всего связанный с введением счетов номинального держания для иностранцев и с созданием центрального депозитария». Центральный депозитарий должен был начать работать с июля. Но с этой даты претенденты смогут только подавать заявки, на проверку всех документов и утверждение дополнительных актов может уйти еще несколько месяцев, заработать в полной мере центральный депозитарий сможет только с начала года, говорит представитель ФСФР.

Потенциально российские бумаги были бы интересны иностранным инвесторам, уверен Аврамов: «Это рублевая ликвидность, а инвесторам нужны диверсификация и широкая география».