Выпущенные до 2014 г. евробонды освободят от налоговых претензий

Депутаты, без разрешения правительства бессрочно освободившие эмитентов еврооблигаций от налоговых проблем, согласились на компромисс. Защищены от претензий налоговиков пока будут только выпуски облигаций до 2014 г.

Вчера депутаты бюджетного комитета Госдумы проголосовали за изменение редакции законопроекта по налогообложению купонных выплат с евробондов, уже одобренной ими ко второму чтению на заседании 18 мая. Члены комитета, включая председателя комитета Андрея Макарова, поддержали единственное предложение правительства, подписанное первым зампредом правительства Игорем Шуваловым (документ есть у «Ведомостей»). По нему с 2007 г. купонные выплаты по евробондам фактически исключаются из общего порядка налогообложения дохода иностранных организаций в России, но лишь по бумагам, выпущенным до 2014 г. То есть российским компаниям, выплачивающим купон, не придется исполнять обязанности налогового агента и удерживать налог на прибыль с купонного дохода (см. врез).

Чтобы подпасть под исключение, нужно соблюсти только два условия: SPV-компания, выпускавшая бумаги, зарегистрирована в стране, у которой есть соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, а биржа, где обращаются облигации, и клиринговый центр признаются ФСФР и Минфином (до принятия списка — любые).

В мае депутаты комитета проголосовали, чтобы такой порядок действовал бессрочно. Они сделали это вопреки позиции правительства, предложившего не брать налоги с купонных выплат до 2013 г., а затем освободить только те, что не идут в офшоры. Макаров на пленарном заседании 25 мая заявил представителю правительства Андрею Логинову, попросившему снять проект с рассмотрения, что законы должны приниматься парламентом, а не в кулуарах правительства. Но ни тогда, ни на заседании во вторник до поправок дело не дошло.

Вчера же Макаров на заседании комитета объяснил свое согласие с поправкой тем, что ответственность за последствия неопределенности налогообложения после 2014 г. приняло на себя правительство. Он сказал, что правила налогообложения купонных выплат после 2014 г. пройдут публичные обсуждения в Думе до их внесения.

Замминистра финансов Сергей Шаталов, представлявший позицию правительства, обещал разработать поправки, по которым выплаты по облигациям, выпущенным после 2014 г., будут облагаться налогом. Как сообщил он «Ведомостям», речь уже не идет о предложении рабочей группы Минфина, по которому уплата налога зависела от юрисдикции держателя облигаций первого уровня: «Теперь вариантов больше, будем смотреть. Скорее всего, будет менее примитивная схема».

Любое половинчатое решение сильно нервирует рынок, констатирует председатель Citi в России и СНГ Ираклий Мтибелишвили: издержки на заимствования могут увеличиваться на 15-20%; не совсем понятна система отслеживания владения бумагами.

Главное, что до 2014 г. ситуация остается благоприятной, считает аналитик «ВТБ капитала» Николай Подгузов, — он надеется, что налог не введут.

Если взимать налог все-таки будут, но распространят только на держателей облигаций в офшорах, это создаст массу проблем, беспокоится руководитель департамента «Уралсиб кэпитал» Борис Гинзбург: «Большой компании будет легко проверять держателей бумаг, для маленьких же это еще одно препятствие для выхода на внешний рынок». Главная сложность — не столько сумма налога, сколько трудности администрирования: вряд ли клиринговые системы будут раскрывать держателей первого уровня, указывают инвестбанкиры. Эта практика успешно действует только в США, страна получает информацию от Euroclear, рассказывает Подгузов: «Но это единственный пример, у России же не настолько большой рынок, чтобы клиринговые системы делали для нее исключение».

«Транснефть» решением довольна, говорит ее представитель, но будет ли монополия сокращать выпуск после 2014 г., пока не ясно. Это возможно, но прежде всего по объективным причинам, уверяет он: компания завершила все крупнейшие стройки и больше не нуждается в крупных займах. Россельхозбанк не ожидает для себя негативных последствий, говорит его представитель: основная часть держателей евробондов — крупные институциональные инвесторы в юрисдикциях, с которыми есть соглашения. Представитель Сбербанка от комментариев отказался.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).