Истерика на рынках может указывать на достижение минимумов этого года


Апрель не оправдал оптимизма тех, кто надеялся на вероятный для этого месяца рост, а май в очередной раз подтвердит присказку трейдеров «В мае продай и иди гуляй». Европейские риски в совокупности со страхами торможения Китая, подтвержденными статистикой, демонстрирующей слабость роста внешнеторгового оборота, сделали свое дело: весь май шла практически непрерывная коррекция. S&P 500 сделал более 100 пунктов вниз до локальных минимумов в районе 1300 пунктов и лег в дрейф.

Главный стратег Goldman Sachs Дэвид Костин в конце мая дал прогноз для S&P 500, согласно которому индекс закроет год на уровне 1250 пунктов, и это – далеко не самое мрачное предсказание. Согласно статистике поисковика Google, количество запросов по словосочетанию bank run («набег на банки», массовый вывод денег вкладчиками) под конец мая превысило рекорд 2008 г. И если в марте было достаточно тех, кто говорил об уверенном восстановлении, сегодня достаточно тех, кто уверенно предрекает новый крах.

Так что же, Греции суждено стать европейским аналогом Bear Stearns, а осенью нам стоит ждать чего-нибудь типа Lehman Brothers в виде обострения долговых проблем Португалии или Испании? Теоретически, этого исключить нельзя, но есть достаточно причин, позволяющих не впадать в панику в ожидании повторения прошлого.

Коллапс 2008 г. не был неожиданным лишь для очень малого числа наиболее прозорливых участников рынка. Сегодня создается впечатление, что к коллапсу еврозоны не готовится только ленивый. Планы на случай выхода Греции разрабатывают европейские правительства, крупные европейские банки, Национальный банк Швейцарии, британский страховой рынок Lloyds of London. Ставки по облигациям Германии обновляют исторические минимумы – идет бегство в «европейское качество». Продолжается отток депозитов из греческих банков в более надежные банки северных стран. Иными словами, идет довольно сильное передвижение денежных ресурсов в региональные защитные активы, а это значит, что европейский рынок капитала, по сути, уже перешел в «режим ожидания» греческого коллапса.

И не только европейский. По паре EUR/USD открыты рекордные чуть ли не за все время существования евровалюты короткие позиции. Ставки по казначейским облигациям США также указывают на низкий аппетит к риску. Все это позволяет сделать вывод, что в текущие цены основных финансовых активов практически полностью заложен сценарий выхода Греции из еврозоны. Это означает, что при самом негативном сценарии, в котором Греция действительно ее покидает, последствия не будут неожиданными и катастрофическими, тогда как при позитивном развитии событий отскок рынков может быть впечатляющим.

Теперь посмотрим на саму Грецию. Большая часть греков не желает выхода страны из еврозоны, и даже левые радикалы из коалиции «Сириза», набравшие в последнее время политическую силу, не призывают к этому. Они лишь предлагают не платить по счетам, но сами не знают, как будут жить, если кредиторы перекроют ликвидность греческой финансовой системе при том, что страна останется в еврозоне и не будет возрождать национальную валюту.

Возврата к драхме, которую сразу же после введения ждет глубокая девальвация к евро, и повторения аргентинского варианта выхода из долгового кризиса население Греции не хочет. Ее финансовая система после мартовских списаний все еще находится в плачевном состоянии, госдолг сократился с 368 млрд евро до 280 млрд евро и составляет около 130% ВВП, что все еще очень много. Однако при сохранении дальнейшего сотрудничества с еврозоной и МВФ Греция может и дальше держаться наплаву. А если кто-то думает, что ужасный конец по аргентинскому сценарию лучше, чем ужас без конца в составе еврозоны, то это, скорее всего, заблуждение.

ВВП Аргентины после дефолта в 2001 г. сократился более чем в 2,5 раза и восстановился по номиналу до преддефолтного уровня лишь в прошлом году. А после многолетних трудных переговоров с кредиторами к 2005 г. удалось списать всего лишь треть долга. При этом не стоит забывать, что восстановление Аргентины до 2007 г. шло в благоприятный период интенсивного роста денежного предложения на глобальном финансовом рынке на тренде снижения процентных ставок, который наблюдался с начала 2000-х гг. Сейчас ситуация далеко не столь благоприятна, и грекам придется еще тяжелее, чем аргентинцам, если они решатся на дефолт, не заручившись предварительно какими-то гарантиями помощи от других источников финансирования помимо МВФ и еврозоны. Одно время ходили слухи, что сотрудничество в этом вопросе предлагали китайцы и даже Россия, но эти слухи – из разряда конспирологических теорий.

Левым радикалам из партии «Сириза» нечего предложить избирателям кроме как продолжать шантажировать кредиторов выходом своей страны из еврозоны. Отсутствие у них позитивной программы приводит к тому, что левые уже уступают в лидерстве «Новой демократии», которая поддерживает соглашение с «тройкой» кредиторов. Стоит ожидать, что популярность левых и дальше будет снижаться. Таким образом, политическая ситуация склоняется к тому, что худшим будет не сценарий выхода Греции из еврозоны, а сценарий, в котором Греция вновь останется без правительства. Это плохо, но это не тот самый худший вариант, к которому все сейчас готовятся. Европа, конечно, боится выхода Греции и цепной реакции, но сами греки боятся больше и примут условия кредиторов, как принимали их и раньше, когда в Греции возникнет договороспособное правительство. Когда это случится, сжатая до предела пружина негативных ожиданий разожмется, дав сильный импульс к росту рынков, как минимум – в краткосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе на рынки будут продолжать давить другие проблемы, помимо греческой: растущий хуже ожиданий Китай, состояние финансовой отрасли Испании, и, возможно, – и это пока мало кто предвидит, – впавшая в рецессию Великобритания. Кроме того, ситуация на Ближнем Востоке будет оставаться напряженной. Те, кто ожидали разрядки вокруг иранской ядерной программы, скорее всего, будут разочарованы, потому что нынешняя ситуация, как ни парадоксально, устраивает основные задействованные в ближневосточном узле проблем силы. Но нынешнее истерическое состояние рынков и информационного фона, спровоцированное уже по третьему разу за два года продаваемыми инвесторам греческими страхами, вероятнее всего, закончится после повторных выборов в Греции, которые состоятся 17 июня. Соответственно, дно, которое будет достигнуто перед этой датой (в том случае, если рынки просядут ниже локальных минимумов мая), с высокой вероятностью станет локальным минимумом этого года.

Уоррен Баффетт как-то сказал, что надо быть жадным, когда все боятся. Похоже, в самом скором будущем инвесторам представится такая возможность.

Автор - старший аналитик УК \"Атон-менеджмент\".