Как Банк Москвы распорядился деньгами нового акционера

Треть денег, полученных от ВТБ на докапитализацию, Банк Москвы сразу вернул госбанку. Это не надувание капитала и не откат, а необычное оформление обычного кредита
Д.Гришкин/ Ведомости

«Если облигации были куплены по номиналу, то доходность 7,8% годовых – это очень привлекательно, на таком уровне торгуется евробонд банка «Ренессанс кредит», но кредитный рейтинг VTB Capital на 6 ступеней выше», – говорит аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Рефинансировать эти бумаги в ЦБ не удастся, отмечает он, но короткий актив с хорошей доходностью Банк Москвы скорее всего будет держать до погашения.

Лишние деньги. 22,5

процента составляла достаточность капитала Банка Москвы на начало 2012 г., в 2011 г. она опускалась до минимально разрешенных ЦБ 10%. У ВТБ этот показатель 1 мая был 12,4%

Капитала у нас достаточно на приобретение не только контрольного, но и практически 100%-ного пакета акций Банка Москвы», – говорил в мае прошлого года в интервью «Ведомостям» президент ВТБ Андрей Костин. Денег госбанку хватило и на увеличение капитала Банка Москвы (это было одним из условий выделения ему господдержки): в декабре 2011 г. Банк Москвы разместил допэмиссию на 102 млрд руб. в пользу «ВТБ пенсионного администратора».

Треть этих средств столичный банк направил обратно в группу ВТБ: в декабре он вложил 33,3 млрд руб. в облигации VTB Capital PLC, следует из отчетности Банка Москвы за I квартал. На начало апреля эти бумаги оставались в портфеле банка.

Подобным образом российские банки приукрашивают свои балансы, «рисуя» несуществующий капитал. Суть схемы во всех случаях одинакова: банк дает деньги компании, которая покупает на них акции банка, реального движения средств не происходит, но на бумаге капитал увеличивается. Вот и в этом случае деньги не поменяли владельца, но при этом нормативы Банка Москвы улучшились, констатирует аналитик «Атона» Иван Качковский. Это похоже на схему по накачиванию капитала, согласен топ-менеджер крупного банка.

На самом деле все произошло с точностью до наоборот: реальный кредит оказался оформлен как схема – в МСФО Банка Москвы покупка облигаций VTB Capital отражена среди кредитов российским компаниям.

Эта сделка некорректно отражается российской отчетностью, уверяет зампред правления Банка Москвы Михаил Березов, на самом деле Банк Москвы таким образом прокредитовал корпоративного клиента группы ВТБ. «Это обычный корпоративный кредит, структурированный в виде облигаций, – объясняет он. – По нему идет обычный процентный доход, за ним стоит абсолютно нормальный заемщик». Кредит, по его словам, выдан из собственных средств банка, «специальные схемы фондирования для него не использовались», а сделка проведена в рамках «цессии ряда активов с ВТБ».

Фактически Банк Москвы прокредитовал компанию – клиента «ВТБ капитала», но клиенту удобнее было структурировать кредит через облигации и обслуживаться в «ВТБ капитале», в результате с точки зрения российской отчетности сделка выглядит как кредитование «ВТБ капитала», говорит источник, близкий к группе ВТБ.

Между банками группы ВТБ происходит перераспределение корпоративных клиентов в зависимости от их отраслевой принадлежности, масштаба сделок и потребностей в тех или иных услугах, отмечали руководители госбанка. Сейчас группе удобно наращивать кредитование с баланса Банка Москвы – он, по выражению старшего вице-президент ВТБ Дмитрия Пьянова, «исключительно капитализирован» (см. врез).

Облигации VTB Capital номинированы в долларах, зарегистрированы в декабре 2010 г., погашение – 11 июня 2013 г., говорится в отчете Банка Москвы. Доход по ним составляет 7,8%, включая 2% – капитализированный процентный доход, купон выплачивается сегодня.