Частные инвесторы не считают себя защищенными

Российская политика в государственно-частном партнерстве (ГЧП) непонятна, проекты подготовлены некачественно, частные инвесторы не считают себя защищенными, выяснили консультанты из Ernst & Young
С.Портер/ Ведомости

А из-за того что концессионное законодательство в первую очередь защищает интересы государства, приходящий частный партнер требует для себя избыточных гарантий, объяснял на конференции «Ведомостей» исполнительный директор Газпромбанка Павел Бруссер: например, облигационные займы концессионеров обеспечены госгарантиями.

«Гарантировано, что полезно, – главное, чтобы по-честному» – так эксперты Ernst & Young озаглавили обзор состояния ГЧП в России. Обзор составлен по данным опроса российских чиновников, российских и иностранных инвесторов, банкиров и представителей институтов развития.

Большинство респондентов констатировали: единой госполитики в области ГЧП в России нет (см. инфографику на стр. 03). Даже среди чиновников лишь 8% опрошенных заявили, что понимают и поддерживают существующую политику. Причем представители государства считают, что ГЧП в первую очередь источник внебюджетных средств.

Бюджетных средств на быстрое решение всех проблем дорожной отрасли России не хватит, говорил на селекторном совещании в начале июня министр транспорта Максим Соколов, поэтому важно на всех этапах и во всех проектах, где это возможно, привлекать частные средства.

Но частные деньги всегда дороже государственных, замечает соавтор обзора, партнер Ernst & Young Александр Ерофеев, а платить в итоге все равно придется бюджету – дешевле взять кредит или выпустить облигации.

У ГЧП есть более ценные преимущества, указывает Ерофеев: государство может получить выгоды от более высокой эффективности и дисциплины частников, привлечь лучшие технологии и снизить уровень коррупции и в конечном итоге сэкономить.

Но чем ниже качество государственной политики, тем выше риски для инвесторов, а это делает финансирование проектов ГЧП дороже. Ни один из опрошенных инвесторов и кредиторов не назвал уровень защиты своих прав в ГЧП адекватным: существующие механизмы либо не обеспечивают должной защиты (так считают 38% российских респондентов), либо содержат риски, повышающие стоимость финансирования (таково мнение 44%).

Частники готовы взять на себя риски, но у них должна быть и возможность заработать. С точки зрения инвестора, оптимальный региональный государственно-частный проект должен стоить до 10 млрд руб. и обеспечивать доходность в 15–25%.

Пожелания чиновников выглядят скромнее. Проекты ГЧП, по их мнению, не должны быть дороже 5 млрд руб. (а для 60% респондентов и не дороже 1 млрд), а доходность – не выше 20%; банки же хотели бы видеть доходность не ниже 20%. Российские инвесторы, вкладывающие собственные средства, как правило, ориентируются на доходность около 20% и выше, говорит топ-менеджер одной из компаний, участвующих в государственно-частных проектах.

Государство брать на себя риски не готово: половина опрошенных чиновников считает, что частники могли бы взять на себя 50% рисков спроса, а государство – не более 10%.

Нормативная база ГЧП в целом неудовлетворительна: 75% опрошенных считают, что законодательство нужно менять. Подтверждение тому, что законодательная база несовершенна, – небольшое количество проектов, замечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. По данным федерального портала «ГЧП инфо», в России свыше 300 запущенных проектов: 37 федеральных, 172 на региональном уровне и 100 муниципальных. А потенциал российского рынка ГЧП – 8 трлн руб. (это от 530 до 1600 проектов исходя из средней стоимости проекта в 15 млрд или 5 млрд руб.), замечает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

Участники опроса предлагают доработать закон о концессиях, принять отраслевые законы по ГЧП, внести правки в Бюджетный, Налоговый и Земельный кодексы, а также предусмотреть возможность фиксации тарифов на долгое время. Долгосрочное тарифообразование – самое важное условие, которое могло бы кардинально изменить ситуацию с ГЧП в водоснабжении и ЖКХ в целом, объяснял директор «Росводоканала» Михаил Шнейдерман (цитата по ИТАР-ТАСС).

Государство оказывается не готовым к партнерству с частниками: качество проектов респонденты в среднем оценили на 0,9 балла из 3 возможных. Инвесторам нужна понятная структура проекта и полная информация о нем, а это требует серьезной работы, объясняет Ерофеев. Даже в конкурсной документации федеральных проектов бывает просто недостаточно данных для частника, рассказывает сотрудник одной из компаний, участвовавших в инвестиционных конкурсах. Регионы жалуются, что не могут найти инвестора, рассказывает Ерофеев, но зачастую у них просто нет должным образом подготовленных проектов.

В инфраструктурных проектах уже сейчас участвуют крупные европейские партнеры (Vinci – в строительстве скоростной трассы Москва – Петербург, ЕБРР – в реконструкции аэропорта «Пулково»), замечает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: это задает определенную планку, проработку таких проектов вряд ли можно оценить на 0,9 из 3.

Сфера применения ГЧП в России пока уже, а инструментарий беднее, чем в других странах, Россия пока сильно отстает от европейских стандартов, признает Беляков. Но сфера применения ГЧП будет расширяться, обещает он, а по мере того как нарабатывается практика, законодательство будет совершенствоваться.

Главное, чтобы отношения между государством и частником были действительно партнерскими, заключает Шнейдерман: «Сегодня они все еще строятся по командно-административному принципу – сверху вниз».