Резкий рост «Связного банка» привлек внимание ЦБ

Резкий рост «Связного банка» привлек внимание ЦБ. Регулятор ограничивает развитие банка, считает его владелец Максим Ноготков, и де-факто берет на себя роль контролирующего акционера
А.Махонин/ Ведомости

Деньги – в музей. Максим Ноготков

владелец «Связного банка». Главным конкурентом мы видим фабрику Гознак – намерены в скором будущем превратить ее в музей. Сейчас всего 4% торгового оборота делается с помощью банковских карт, остальные 96% – наличный расчет. Мы хотим, чтобы через 10–15 лет цифры были противоположными.

Центробанк с ноября старается ограничить темп роста нашего бизнеса», – сообщил «Ведомостям» Ноготков: ЦБ считает, что быстрое развитие и активное привлечение средств физлиц создают риски.

«Для меня это новое знание – в нефинансовом секторе быстрый рост компании, наоборот, свидетельствует об успешности», – удивляется Ноготков. Чтобы соответствовать рекомендациям ЦБ, банку пришлось снизить ставки по вкладам на 2 процентных пункта – до 9% годовых, и в мае резко затормозился приток депозитов – до 4% с обычных ежемесячных 14–16%.

«Связной банк» вышел на операционную прибыль, но развивается в 2–3 раза медленнее, чем мог бы, считает Ноготков: «Согласовывая параметры бизнес-плана, ЦБ де-факто начинает брать на себя ответственность и роль контролирующего акционера».

Ноготков запустил «Связной банк» в октябре 2010 г. Инвестиции в банк должны составить $340 млн до 2014 г.

В 2011 г. активы «Связного банка» выросли в три с лишним раза до 38,1 млрд руб., а кредитный портфель – почти в 5 раз до 18,2 млрд. Средства физлиц в 2011 г. увеличились почти в 9 раз до 25,1 млрд. К июню объем вкладов достиг 40 млрд (более 70% пассивов), клиентов уже 1,5 млн.

ЦБ не комментирует ситуацию в конкретных банках. Но первый зампред ЦБ Алексей Симановский говорил «Ведомостям», что ЦБ изучает систему управления рисками в десятке банков, бурно растущих в рознице. ЦБ считает риск агрессивного развития третьим по значимости. «У банков, которые недавно вышли на рынок, систему оценки управления рисками весьма сложно оценить, – объяснял Симановский. – Она должна сработать определенный цикл, чтобы понять, что она выявляет, а что нет».

«Когда основной источник пассивов у банка – вклады населения, которые в любой момент могут быть востребованы, это уже риск, а когда вкладами фондируются розничные кредиты, это усиливает риски – сложно прогнозировать, как будут возвращаться эти кредиты», – говорит замдиректора департамента ФБК Роман Кенигсберг. В последние годы на российском рынке активно развиваются банки в альянсе с ритейловыми проектами и одна из самых востребованных услуг – разработка системы управления рисками для таких банков, отмечает партнер PricewaterhouseCoopers Екатерина Лазорина. В банковском бизнесе собственники сталкиваются с более жестким регулированием и это оправданно: банк использует средства населения, указывает она.

Другие агрессивные в рознице банки уверяют, что ни с чем таким не сталкивались. «У банка нет никаких ограничений со стороны ЦБ», – говорит первый зампред правления банка «Траст» Федор Поспелов. А замедление темпов роста он объясняет тем, что банк вышел на показатели, служившие ориентиром.

Председатель совета директоров ТКС-банка Олег Тиньков заверил, что проблем с регулятором нет и никогда не было. «Есть банки, предлагающие нерыночные ставки при привлечении средств населения, – они рушат рынок, не понимая, что они делают, так как новички», – говорит Тиньков; он рад, что ЦБ их вовремя ставит на место.