Проект таможенной реформы разочаровал предпринимателей

В проекте таможенной реформы не оказалось главного обещанного нововведения – внесения таможенных платежей после выпуска

Правительство утвердило одну из первых «дорожных карт», разработанных Агентством стратегических инициатив (АСИ), – по улучшениям на таможне (распоряжение опубликовано на сайте правительства). «Затвердить» карты в актах правительства президент Владимир Путин поручал, еще будучи премьером.

Карты готовят рабочие группы при АСИ, в них входят представители бизнеса и чиновники. Задача – улучшить условия ведения бизнеса, чтобы Россия к 2020 г. поднялась со 120-го на 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Таможне предстоит еще более существенный рывок: по условиям для трансграничной торговли Россия на 160-м месте из 183, а к 2018 г. нужно подняться до 17-го. Число необходимых документов и затраты предпринимателей нужно сократить вдвое, прохождение контроля будет занимать не более двух часов, все процедуры – семь дней.

Главным изменением должно было стать внедрение новой системы администрирования. Сейчас груз простаивает на таможне, пока не будут собраны все документы и внесены платежи. Это можно делать после выпуска груза, указывали авторы карты, если поставщик предоставит банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. Несмотря на возражения ФТС, в мае Путин встал на сторону бизнеса, заметив, что «скорее согласен с предпринимателями». Сейчас доля таможенных платежей в стоимости импортных автомобилей может доходить до 30%, знает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, пока партия простаивает, замораживаются огромные средства.

Но в утвержденном правительством Дмитрия Медведева варианте предложения перейти с 2014 г. на уплату платежей после выпуска нет. Минэкономразвития, ФТС и Минфину лишь поручено в 2015 г. представить в доклад с соответствующими предложениями или, «при необходимости», законопроект. Представитель ФТС не стал комментировать, была ли учтена позиция службы.

Карта прошла множество согласований, но затягивать было нельзя, говорит директор развития партнерской сети АСИ Александр Пироженко, нужно скорее начинать работать. АСИ вместе с бизнесом продолжит настаивать на внедрении новой таможенной модели, обещает он: мера реалистичная и на бумаге остаться не должна.

В окончательной редакции карты все же остались другие меры, которые должны улучшить администрирование, отмечает партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина: сокращение сроков процедур и количества документов, развитие института таможенных представителей, электронное декларирование. Карта предполагает улучшение межведомственного взаимодействия, чтобы предпринимателю не приходилось предоставлять один и тот же документ в 3–5 ведомств, продолжает Баландина. Но о том, что ситуация переломлена, можно будет говорить, только если сроки выпуска станут стабильными и предсказуемыми, заключает она.