ВВП в первом полугодии двигали расходы – потребителей и предвыборные

Экономика России продолжает медленно расти: в первом полугодии ВВП двигали расходы – потребителей и предвыборные. Без этих драйверов экономика во втором полугодии начнет притормаживать
Без господдержки экономике будет трудно расти/ М. Стулов/ Ведомости

За полгода ВВП вырос на 4,6–4,7%, подсчитала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Экономика растет, но очень медленно, констатирует главный экономист HSBC Александр Морозов: итоги II квартала «удовлетворения не приносят», ведь в прошлом году в это время рост был очень медленным (3,4% в годовом выражении. – «Ведомости»). Но промышленность чувствовала себя неплохо, замечает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: это показывают и опросы Росстата, и хорошая собираемость налогов, о которой на прошлой неделе сообщил Минфин, отчитавшись об исполнении бюджета за полгода (ФНС перечислила 2,6 трлн руб. – 50,2% от плана на год).

Во II квартале российский ВВП вырос на 3,9–4%, рассказал о предварительных оценках министр экономического развития Андрей Белоусов. Таким же (4%) был рост и в I квартале, считают в Минэкономразвития, Росстат настаивает на своей оценке – 4,9%.

Существенный вклад внесли отрасли, ориентированные на потребительский спрос, комментирует Морозов: например, розничная торговля, сфера услуг. Доходы ритейлеров, на этой неделе отчитавшихся за первое полугодие, растут: выручка «Магнита» увеличилась на 32,5%, «О’кей» – на 26,3%. Продажи новых автомобилей по итогам первых шести месяцев почти сравнялись с докризисными показателями, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса: 1,4 млн против 1,487 млн в первом полугодии 2008 г., а в июне продажи впервые превысили докризисные показатели.

Этот рост опирается на розничное кредитование и увеличение реальных доходов, которые поддерживала низкая инфляция, объясняет Морозов. Инфляция начала ускоряться уже в июне: рост цен за месяц достиг 0,9% против 0,2% годом ранее. Сильнее всего инфляцию в июне разогнали импортные фрукты и овощи, подорожавшие на 13,4% по сравнению с маем. По данным Росстата, цены на продовольствие в июне выросли на 1,6%, а без плодоовощной продукции – на 0,3%. Это эффект базы: урожай прошлого года был дешев, закончился в мае и цены стали расти, объяснял ранее директор департамента Минэкономразвития Олег Засов. Кроме того, цены росли в ожидании перенесенного на 1 июля повышения тарифов на газ и электроэнергию, а также индексации акцизов на топливо и алкоголь. С начала этого месяца по 9 июля инфляция уже составила 0,8%.

Скоро на рынке прибавится отечественной продукции и рост цен замедлится, а в августе инфляция должна резко снизиться из-за сезонной плодоовощной дефляции, успокаивает Гавриленков: в III квартале внутренний спрос будет расти. Во втором полугодии при более низких ценах на нефть и слабом рубле инфляция ускорится и подпитка внутреннего спроса сократится, не согласен Морозов. Зато слабый рубль на руку производителям-экспортерам, указывает Гавриленков.

Тормозом для экономики во втором полугодии будет сельское хозяйство, единодушны экономисты. Оно дало 15% годового роста ВВП в 2011 г., напоминает Орлова, сказался высокий эффект базы из-за засухи 2010 г. Теперь эффект базы, напротив, будет отрицательным, добавляет Гавриленков.

В конце года вряд ли помогут экономике и госрасходы, которые в IV квартале обычно ускорялись, замечает Орлова (в декабре 2011 г. бюджет потратил почти 20% от плана на год, в декабре 2010 г. – 18%, в 2009 г. – 15%. – «Ведомости»). В этом году рывок уже произошел в I квартале вместе с выборами – было потрачено почти 24% от плана, за полгода – 46,7% (3,036 трлн и 5,952 трлн руб.). По сравнению с 2011 г. в I квартале траты бюджета выросли на 40%, говорит Орлова, всплеска расходов под конец года ждать не стоит.

Минэкономразвития прогнозирует, что рост ВВП в 2012 г. замедлится до 3,7% после 4,3% в 2011 г. На Петербургском форуме Белоусов не исключил, что темпы могут оказаться выше – 3,7–4% по итогам года. Экономисты дают или более низкие прогнозы, или примерно такие же, если не случится нового глобального кризиса: 3% (HSBC, «Ренессанс капитал» / РЭШ), 3,5% (Citi, «ВТБ капитал»), 3,8–4% (Альфа-банк, BofA Merrill Lynch, Номос-банк). Замедление к концу года естественно, замечает Гавриленков: «Экономика становится больше, а новых импульсов мы не получаем».