Правительство не готово к предложенной Минфином жесткой экономии

Предложение Минфина сократить расходы на 2,2 трлн руб. в течение трех лет не находит поддержки в правительстве. Оно не хочет сокращать численность армии и полиции и требует роста социальных расходов
М.Стулов/ Ведомости

Вчера Минфин опубликовал проект «Основных направлений бюджетной политики до 2015 г.». Правительство обсуждало их 6 июля, однако одобрило лишь в целом – ведомства (Минэкономразвития, Минтруд, Минздрав, Минтранс, Минобороны и др.) не устраивают лимиты расходов. До 1 августа у премьера Дмитрия Медведева будут идти совещания о социальных расходах, а также затратах на транспорт, регионы и армию.

Несмотря на то что решений пока нет, общее представление о бюджетной политике нового правительства уже можно сделать.

Из крупных статей расти в течение трех лет будут расходы только на оборону и обслуживание госдолга. Если в 2013 г. на армию предлагается потратить 2,3 трлн руб. (рост к 2012 г. на 25,8%), то в 2015 г. – уже 2,9 трлн. Обслуживание госдолга подорожает с 445 млрд руб. в 2013 г. до 628 млрд в 2015 г. Затраты на правоохранительные органы после роста в 2013 г. на 167 млрд (15%) до 2 трлн руб. останутся на этом уровне в 2014–2015 гг.

По остальным статьям Минфин предлагает включить режим жесткой экономии.

Расходы на социальную политику (с учетом трансфертов внебюджетным фондам) за три года вырастут всего на 6,8% до 4,2 трлн руб. На национальную экономику (госинвестиции), образование, здравоохранение и ЖКХ снизятся. Предлагается экономить и на содержании органов власти, за исключением ЦИК (см. статью на стр. 02).

До сих пор именно социальные расходы были приоритетом правительства. Например, в бюджете этого года – последнем бюджете правительства Владимира Путина – расходы на социальную политику выросли по сравнению с 2011 г. на 25,6%, на образование и здравоохранение – на 11%. Сокращение затрат федерального бюджета на здравоохранение Минфин объясняет «усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования».

Жесткая бюджетная политика позволит снижать объем расходов по отношению к ВВП и уже в 2015 г. практически сбалансировать бюджет (см. таблицу на стр. 03). Раздувать расходы нельзя из-за угрозы нового кризиса, отмечается в документе Минфина. Ведомство предупреждает, что нефть будет дешеветь даже без глобального кризиса из-за замедления развития Азии и роста добычи сланцевой и сверхтяжелой нефти. Оба фактора, по расчетам Минфина, в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут снизить цену нефти на 40%.

Даже предложенный Минфином сверхконсервативный бюджет требует оптимизации действующих расходов, следует из «Основных направлений». Оценка расходов, от которых необходимо отказаться, в документе не приводится, однако в презентации министра финансов Антона Силуанова (есть у «Ведомостей») к заседанию правительства 6 июля указывалось, что за три года нужно сократить 2,2 трлн руб.: 252 млрд и 730 млрд в 2013 и 2014 гг. соответственно, а также 1,26 трлн в 2015 г. Минфин пишет, что считал расходы бюджета с учетом принятия правительством решений об оптимизации. Это меры по балансированию пенсионной системы, сокращению штатной численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, уменьшению на 5% расходов на госзаказ, внедрению адресной системы помощи, отмене субсидирования некоторых полномочий регионов и организаций железнодорожного транспорта, отмечается в «Основных направлениях».

Однако правительство к оптимизации, судя по всему, не готово. Практически ничего из предложенного Минфином не принято и пока ничто не говорит о том, что будет принято, рассказывает сотрудник министерства. Например, не поддержано сокращение численности армии на 10% и правоохранителей на 20%, рассказывают он и сотрудник аппарата правительства. По расчетам Минфина, эта мера могла бы сэкономить бюджету за три года 639,2 млрд руб. Вопрос еще будет обсуждаться у премьера, говорит сотрудник Минобороны. Он отмечает, что сократить предельную численность войск с 1 млн до 900 000 человек можно безболезненно, ведь в реальности она уже ниже 900 000: «Таким образом, экономия будет за счет отказа от доведения численности до штатной».

Не одобрены предложения Минфина и по сокращению социальных расходов – в понедельник они обсуждались на совещании у Медведева, рассказывают два федеральных чиновника. «Слишком большая разница в оценках расходных обязательств у Минфина и отраслевых министерств. Премьер дал время для сближения позиций, и на пятницу запланировано очередное совещание», – отмечает один из них.

Пока президент Путин предварительно одобрил лишь перенос части расходов на перевооружение армии. Цифры обсуждаются ведомствами. Предложение Минфина – примерно по 200 млрд руб. в 2013 и 2014 гг. и 300 млрд в 2015 г.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не комментирует итоги совещаний: «Все совещания рабочие. Окончательные решения будут приняты при сведении всех итогов».

Очень жаль, что правительство упорно продолжает принимать несбалансированные решения, сокрушается бывший министр финансов Алексей Кудрин: «Все деньги, предусмотренные на армию, уходят в количество, а не в качество, живем по старинке: больше оружия, больше ракет». Правительство будет вынуждено резать оборонные статьи, прогнозирует он, не на 200 млрд и 300 млрд руб. в год, а на 500 млрд или 1 трлн руб. Медведеву трудно будет отказываться от предвыборных обещаний, но делать это придется, уверен он, и такая бюджетная политика подтверждает только, что система управления в России непрофессиональна.

При таких обильных доходах бюджета экономическая политика варьируется в зависимости от предпочтений тех людей, которые находятся у власти, анализирует документ научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Сейчас устремления наших вождей – завоевать уважение военных. Армия до сих пор мощный анклав, в котором гнездится недоверие и нелюбовь к правительству. Слишком долго пренебрегали военными во время трансформационного кризиса». Вернуть любовь армии для правителей важно, это ж не старики, иронизирует Ясин, которые «все равно помрут и, даже если выйдут на демонстрации, будут трясти кошелками, а не бряцать оружием».

Такая политика ущербна, считает Ясин, она наносит ущерб преобразованиям и созданию сбалансированной, интегрированной экономической и социальной системы, способной к саморазвитию. Политика должна обеспечивать права собственности и личности, а все силовые службы – работать не на себя и правительство, а помогать гражданам и бизнесу нормально жить, объясняет Ясин: «Пока так не получается. Мы живем в значительной степени обвешанные теми продуктами разложения, которые остались с советских времен».

Очевидно, что расходы будут расти, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: «Если и будут приняты непопулярные решения, то только в кризис». С другой стороны, у России низкий госдолг и даже при снижении цены на нефть правительство сможет профинансировать расходы займами, отмечает она.