Отчисления на накопительную часть пенсии могут быть сокращены

Вице-премьер Ольга Голодец предлагает сократить отчисления на накопительную часть пенсии с нынешних 6% от фонда оплаты труда до 2%. Сэкономленное надо направить на сокращение дефицита Пенсионного фонда. Минфин против
А.Махонин/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Об инициативе Голодец, курирующей в правительстве социальный блок, «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника. Вице-премьер предлагает не полностью отменить выплаты на накопительную часть (6% от фонда оплаты труда), а только частично, добавляет еще один федеральный чиновник. 4% должен получить Пенсионный фонд, а оставшиеся 2% по-прежнему будут направляться на накопления, продолжает он. Представитель секретариата Голодец комментировать это не стал.

Около месяца назад в правительстве началась острая дискуссия о накопительном компоненте, отменив который можно решить проблему дефицита Пенсионного фонда. В прошлом году он составил 924 млрд руб. Сейчас в Пенсионный фонд работодатели отчисляют 22% от фонда оплаты труда. Но для родившихся позже 1966 г. почти треть суммы — 6% — отчисляется на накопительную часть.

2% достаточно для того, чтобы развивать только зародившийся рынок пенсионных накоплений, считает один из собеседников «Ведомостей». По его мнению, этот рынок нужно поддерживать, но на его развитие может потребоваться еще несколько лет. Сейчас Минфин готовит законопроект о финансовых продуктах для работы с накопительной пенсией, говорит он. Если 4% от нынешних 6% пойдет в федеральный бюджет, то Пенсионный фонд сразу получит 270 млрд руб., добавляет чиновник, и с каждым годом эта сумма будет нарастать.

Правительство вынуждено решать насущные проблемы, сетует высокопоставленный чиновник правительства: «Мы должны быть честными перед обществом, гарантированная распределительная система должна быть гарантированной у всех поколений. Накопительная пенсия — вопрос непростой, но не государственный, а индивидуальный». Накопительный компонент сейчас используется из рук вон плохо, сокрушается сотрудник ведомства социального блока: «Тупо идет покупка госбумаг. Такой происходит круговорот в природе: не накапливается пенсия, а наращивается внутренний долг».

Сейчас идея детально прорабатывается Пенсионным фондом и Минтрудом, дискуссии продолжатся в августе, говорит сотрудник аппарата правительства. Но Минфин уже выступил резко против инициативы Голодец, знает сотрудник ведомства. Не поддерживает эту идею и первый вице-премьер Игорь Шувалов, знает его знакомый.

Накопительный компонент отменять нельзя, считает исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов, тогда на рынке исчезнут длинные деньги.

Культура накоплений в России очень низкая, замечает он: 9 из 10 человек вряд ли начнут копить сами. А даже если они к этому и придут, то поздно. В условиях старения российского населения важно сохранить накопительную часть, считает профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. «На 2% ничего не сделаешь. Это смешно!» — возмущен научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. По его мнению, такой подход уничтожает сразу две цели, которые декларировались, — создать новый источник инвестиций и рынок длинных денег.

На погашение дефицита Пенсионного фонда может сработать еще одно нововведение — кардинальное сокращение списка вредных производств, рассказывает другой участник дискуссии. В России еще с советских времен действуют так называемые списки «вредников» — № 1 и № 2 (1-й и 2-й классы риска). Сейчас в них входит около 10 млн человек. Правительство хочет сильно урезать список «вредников», а финансирование пенсий для оставшихся перенести на плечи работодателей, говорит федеральный чиновник. Обсуждается введение дополнительного страхового взноса для компаний: за людей из списка № 1 — в размере 9%, № 2 — 6%. Тариф по актуарным расчетам гораздо выше: он составляет 10-15%, уточняет собеседник «Ведомостей», т. е. государство готово оставлять за собой часть нагрузки.

Ввести дополнительный тариф — трудная задача, говорит федеральный чиновник, это возможно сделать только с переходным периодом и с согласия работодателей. Дискуссия о сокращении вредного списка возможна, считает сотрудник крупного металлургического холдинга: с одной стороны, для компании это дополнительные расходы, с другой — повод задержать работников на производствах. «Сейчас одна из самых сложных проблем для всех компаний, которые работают с “вредниками”, — поиск молодых специалистов, пенсионеры не только рано уходят на пенсию, а уезжают вовсе из неблагоприятных регионов», — говорит он. По мнению Денисовой, отмена списков вредных профессий и введение спецтарифа для работодателей — справедливая идея. Система списков была оправданна, когда существовала общегосударственная система перераспределения, но в нынешних условиях нагрузку по содержанию работников вредных профессий необоснованно несут все частные предприятия, а не конкретные работодатели.