Экономические прогнозы пересматриваются, риски остаются


Складывается впечатление, что оставшиеся в душных городах и поселках соотечественники, не сбежавшие к морскому побережью или прохладным водоемам, спасались от жары у телевизоров и планшетников, наблюдая за жаркими баталиями на лондонской Олимпиаде. Экономисты же всего мира вот так же внимательно следят за температурой мировой экономики, регулярно выдавая самые разные прогнозы, а нам нужно, изучая их, развертывать экономическое строительство.

Автор - председатель правления Росбанка.

В середине лета МВФ несколько ухудшил прогноз по росту мировой экономики в 2012-2013 гг. по сравнению с апрельскими расчетами. Ожидаемый реальный годовой прирост глобального ВВП в 3,5% – наиболее низкий показатель с момента падения мировой экономики в 2009 г. По тем же прогнозам, в зоне евро ожидается небольшой спад, что, по мнению фонда, связано, в частности, с риском недостаточности принимаемых европейцами мер или задержки в их практической реализации.

Хотя МВФ прогнозирует положительную динамику прироста ВВП в Соединенных Штатах – целых 2%, тем не менее, в июле директор-распорядитель фонда Кристин Лагард констатировала, что «экономическое оздоровление в США по-прежнему еле теплится и зависит от возросших факторов риска – в свете финансовой напряженности в зоне евро и неопределенности с внутренними финансово-бюджетными планами».

Фонд существенно снизил в июле свои прогнозы по росту экономики Китая, Индии и Бразилии, отмечая ухудшение внешних условий и замедление внутреннего спроса в этих странах. При всем при этом он прогнозирует опережающие темпы реального прироста в странах с развивающимися рынками (5,6%). По выражению главы Банка Канады Марка Карни, развивающийся мир остается локомотивом глобального роста.

По сравнению с нерадостными перспективами многих регионов мира, относительно стабильной видится ситуация в России. Исходя из всего комплекса факторов, одни эксперты пересматривают оценки российской экономики в сторону их повышения (например, Министерство экономического развития – с 3,4% до 3,8-4%), другие, наоборот, в сторону понижения (ЕБРР – с 4,3 до 3,1%). МВФ оставил почти без изменений свои прогнозы на уровне 4% в 2012 г. и 3,9% в 2013 г., хотя ожидаемый им в текущем году прирост нашего ВВП заметно отстает от аналогичных показателей Китая и Индии. Немного ранее свои прогнозы по росту экономики РФ также обнародовали Всемирный банк и ОЭСР, но единства в оценках специалистов не наблюдается, по-видимому, в силу глобальной неопределенности. Международные организации подчеркивают, что риски для роста в странах с развивающимися рынками в ближайшей перспективе будут связаны, в первую очередь, с внешними факторами. А это значит, что экономический рост в России уязвим при падении цен на нефть.

Что полезного мы можем вынести для себя, изучая эти разнообразные оценки? Согласимся, что на фоне снижения нефтяных цен при неблагоприятной ситуации за рубежом ряд внешних факторов могут стать дестабилизирующими для России. К таковым я бы отнес, в частности, блокирование доступа к западным источникам фондирования, отток капитала, девальвацию рубля, падение спроса на кредиты и т.д. С другой стороны, мы можем констатировать: «послевыборность», в принципе, добавляет предсказуемости и увеличивает стабильность отечественной экономической системы. «Собака зарыта» в конкретных мерах экономической политики, эффективное применение которых позволило бы эту стабильность не только не нарушить, но и поддерживать на хорошем уровне.

В докризисные годы наш экономический рост во многом основывался на притоке доходов от экспорта, высоких показателях внешнего корпоративного долга, «перегреве» потребительского спроса (в т.ч. связанного с бумом потребительского кредитования). В результате, эта модель продемонстрировала существенные системные изъяны. Хорошую вещь «нефтяной иглой» не назовут!

Без серьезной модернизации с опорой, в первую очередь, на инвестирование и инновации, переход к качественному экономическому росту невозможен. С моей точки зрения, для этого потребуется улучшение отраслевой структуры экономики, внедрение новых технологий, повышение роли инвестиций, диверсификация экспорта и т.д. Повторюсь, на повестке дня уже сегодня стоит выбор лучшей экономической политики, которая будет соответствовать новой модели роста в посткризисный период. Эта политика должна способствовать улучшению экономического климата, росту кредитования, созданию «длинных» ресурсов, что заложит основу будущего развития экономики России в целом и банковской системы в частности. Здесь важно, в том числе, обеспечить эффективное взаимодействие участников рынка и регуляторов.

Возвращаясь к последним прогнозам аналитиков, находящихся в «эпицентре» мировой финансовой системы, констатируем, что их оценки различаются, и это вполне объяснимо. Неясностей много. Прогнозы пересматриваются. Риски, к сожалению, остаются. И мы о них осведомлены. Но, как это ни банально звучит, сегодня самое время строить фундамент будущей новой экономики.